Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (862) | 28 ноября 2022г.
 

Оперная коллаборация

Титова подключили к подготовке САТОБ к ремонту правого крыла

Георгий Кизельгур

Официальный источник ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича» (САТОБ) сообщил о результатах третьего заседания своего попечительского совета (попсовет), состоявшегося 26 октября. На нем председатель попсовета САТОБ Константин ТИТОВ (на фото) заявил о необходимости создать при гостеатре независимый финансовый фонд. В попсовет САТОБ Титов попал по призыву первого заместителя генерального директора САТОБ Сергея ФИЛИППОВА. Теперь они вместе вынашивают планы по предстоящему ремонту правого крыла здания САТОБ, который может обойтись налогоплательщикам более чем в миллиард рублей.

Титов скучать не любит

26 октября попсовет САТОБ собрался в третий с марта 2021 г. раз, чтобы обсудить экономические проблемы самого дорогого для налогоплательщиков Самарской обл. культурного учреждения. «Благодаря поддержке губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова за счет субсидии из областного бюджета в этом сезоне удалось повысить заработную плату артистам, что позволило и сохранить кадры, и привлечь свежие творческие силы — в театре появились новые оперные солисты, артисты балета и оркестра», — хвалился достижениями САТОБ директор ГБУК «Самарский академический театр драмы им. М. Горького» (САТД) Сергей Филиппов. На первый взгляд выглядело это не совсем логично. Ему бы подумать о благосостоянии труппы САТД. Тем не менее у тех, кто знает о том, что Сергей Филиппов еще и первый заместитель генерального директора САТОБ, удивления по этому поводу нет. Их скорее интересует куда более актуальный вопрос, связанный с ускорением переезда из помещений здания правого крыла САТОБ выставочных фондов ГБУК «Самарский областной художественный музей» (СОХМ).

3 октября бывший губернатор Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константин Титов в интервью, размещенном в блоге Игоря Кондратьева, рассуждал в рамках любимой для себя темы о том, как было при нем и что сегодня способно радовать глаз жителя Самары и гостей города. Автор публикации начал свое произведение с т.н. домашней заготовки: «Как известно экспертному сообществу, в последнее время предпринимались некие усилия для того, чтобы переправить фонды Самарского художественного музея из здания на пл. Куйбышева (правое крыло театра оперы и балета) в известное отреставрированное здание с атлантами на ул. Венцека». Далее автор словно «рыцарь революции» из повести-хроники «Тревожные ночи Самары» (о событиях 1918 г.) обеспокоился: «Специалисты говорят, что трогать фонды, особенно в такое время, как наше, — шутка опасная. Мало того что Венцека пока не приспособлена для хранения, тут еще одна фишка есть, а ну если кто по пути тиснет художественные ценности, они понадежней валюты в наши времена будут». Информацию о возможном переезде фондов СОХМ из здания САТОБ Титов отрицать не стал. Зато напомнил, как было в первые годы его губернаторского правления: «Надо было думать о пенсиях, зарплатах учителям, врачам, работникам социальной сферы. Голова в основном была этим забита. Расчет делался на работу органов власти, где те же музеи находилось, правоохранительные органы».

Старики-разбойники

Впрочем, сегодня, как и 30 лет назад, вряд ли кто решится красть музейные ценности СОХМ и уж тем более ради этого организовывать переезд экспозиции СОХМ из САТОБ в новое помещение. Герои сегодняшнего времени предпочитают мыслить и, соответственно, зарабатывать в рамках национальных проектов. Как правило, приземленно, а потому с заботой о т.н. «населении». В т.ч. и о тех, кто не видит себя без театральной повестки.

Главная заинтересованность нынешнего руководства САТОБ в том, чтобы СОХМ поскорее съехал, просматривается в заботе о состоянии правого крыла здания САТОБ. 12 октября т.г., отвечая на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф», и. о. генерального директора САТОБ Алексей Орлов косвенно это подтвердил: «Капитальная реконструкция театра, которая была завершена в 2010 г., не проводилась в правом крыле, где сейчас размещены фонды музея. В случае перемещения фондов музея в освободившихся помещениях ГБУК «САТОБ» необходимо будет произвести ремонтные работы, предусмотренные планом реконструкции». Завершившаяся в 2010 г. капитальная реставрация здания САТОБ за исключением его правого крыла обошлась бюджету Самарской обл. примерно в 3,5 млрд р. По истечении 12 лет выросли не только расценки на строительные материалы, но и все остальное. В т.ч. и амбиции тех, кто в 2010 г. мог наблюдать за тотальной реставрацией САТОБ лишь со стороны.

В 2010 г. сегодняшний первый заместитель генерального директора САТОБ Сергей Филиппов работал в должности руководителя управления информационной политики аппарата правительства Самарской обл. Он был обязан не просто наблюдать, как при министре культуры Самарской обл. (2004-2015 гг.) Ольге Рыбаковой шло масштабное освоение бюджетных средств на капитальном ремонте САТОБ, но еще и организовывать информационное сопровождение этого процесса. Понятно, что бюджетные возможности госчиновников Рыбаковой и Филиппова того периода были несоизмеримо разные. Именно Филиппов в 2015 г. стал министром культуры Самарской обл. сразу после того, как Ольга Рыбакова решила уйти работать на двигателестроительный завод ПАО «Кузнецов». С 9 сентября 2019 г. Филиппов генеральный директор САТОБ.

С 27 июня 2022 г. оказался вынужден войти в роль театрально-административного многостаночника. Оказавшись в этот день директором САТД, Филиппов сохранил позиции в САТОБ в должности первого заместителя генерального директора. Пока он сам был генеральным директором САТОБ (2019-2022 гг.), такой должности не было.

Далекое от описанных интриг население, конечно же, обрадуется, когда в телеэфире ГТРК «Самара» будет заявлено, например, следующее:

«На ремонт САТОБ будет выделена рекордная по сравнению с другими регионами сумма». Впрочем, директор филиала ГТРК «Самара» ВГТРК Елена Крылова, занявшая эту должность в 2010 г., отлично знакома с Сергеем Филипповым и, что самое интересное, с его умением грамотно относиться к работе с деньгами налогоплательщиков.

Филиппов и его артисты

В рамках заседаний попсовета САТОБ Сергей Филиппов не устает демонстрировать навыки работы с представителями разных категорий населения. 26 октября в ходе очередного попсовета САТОБ: «Сергей Филиппов выразил признательность членам попечительского совета за оказанную помощь: благодаря поддержке попечителей удалось приобрести новую мебель для зон отдыха артистов». Тем не менее основным вопросом попсовета стало принятие нового положения о попечительском совете: «Добавлены пункты о наделении члена попечительского совета статусом и правами партнера театра, о контроле за средствами, переданными театру попечителями». Известно, что информированные профессионалы начинают готовиться к предстоящему дележу денег до того момента, как эти деньги появятся в их распоряжении.

На заседании 26 октября было решено проработать предложение о создании театрального фонда для привлечения финансовых средств на нужды учреждения. С этой инициативой выступил председатель попсовета САТОБ Константин Титов, который чуть менее месяца назад своим участием дал наблюдателям повод для обсуждения информации о предстоящем высвобождении площадей правого крыла здания САТОБ. И что самое интересное, очень своевременно. Причем не только перед намеченным на 26 октября заседанием попсовета САТОБ, но перед внесением в Самарскую губернскую думу проекта закона о бюджете Самарской обл. на 2023 г.

Формально инициатива бывшего губернатора Титова могла иметь очертания не совсем логичной. Ведь пока еще существует НКО «Фонд поддержки и развития искусства и культуры «Те-Арт» (Фонд «Те-Арт»), Фонд был учрежден 18 июля 2018 г. в г. Самаре, по ул. Самарской, д. 190, кв. 47. С 28 февраля 2020 г. Фонд «Те-Арт» возглавляет Надежда Кирюшина. Создавался этот фонд как раз для поддержки САТОБ. До прихода в театр его возглавлял нынешний и.о. генерального директора театра Алексей Орлов. За непродолжительный период существования Фонд «Те-Арт» становился поставщиком по четырем государственным контрактам на общую сумму 16,49 млн р. Причем все они были заключены с САТОБ, когда Филиппов еще находился в театре в статусе гендиректора (см. «Хронограф» №23 (847) от 11.07.22). Отдаленно это может напоминать банальную процедуру смены одной финансовой оболочки на другую. Это уже скорее повод для ФНС России обратить внимание на неуемную тягу руководства САТОБ к различного рода фондам.