Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (896) | 2 октября 2023г.
 

Варданян доуправлялся

Носитель тайн АВТОВАЗа «взят в плен» азербайджанскими властями

ИА «Центр-Инфо»

27 сентября стало известно об аресте армянского миллиардера, бывшего бенефициара ГК «Тройка Диалог» Рубена ВАРДАНЯНА (на фото). Он был задержан при попытке покинуть Нагорный Карабах. В историю тольяттинского автомобилестроения Варданян вошел в 2006 г. как главный участник раскольцовки перекрестной схемы акционерного капитала ОАО «АВТОВАЗ». В ходе той процедуры могли озолотиться нынешний гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ и его первый заместитель Владимир АРТЯКОВ. Им сегодня менее всего хочется, чтобы Варданян начал сдавать «явки» и «пароли».

Первой о неприятности с Варданяном 27 сентября сообщила его супруга Вероника Зонабенд. «Сегодня утром мой муж, Рубен Варданян, филантроп, бизнесмен и бывший госминистр Респ. Арцах (Нагорный Карабах. – Прим. ред.), был арестован и взят в плен азербайджанскими властями на границе при попытке покинуть Арцах», — процитировал Зонабенд портал РБК (https://www.rbc.ru/ politics/ 27/ 09/ 2023/ 6513fd669 a7947230 fa085ec).

Официальные власти России, от гражданства которой Варданян отказался в сентябре 2022 г., отреагировали на инцидент весьма сдержанно. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что не располагает информацией о задержании Варданяна. Зато ликование властей Азербайджана оказалось очень заметным. «Варданян под конвоем был доставлен в Баку. Для вынесения решения в отношении задержанного он был передан соответствующим государственным органам. Российский беглый олигарх Варданян является основателем компании «Тройка Диалог» и первым президентом школы управления «Сколково», — написал портал 1News (https://1news.az/ news/ 20230927021808380- Zaderzhan- Ruben- Vardanyan).

На личном сайте Рубена Варданяна (rubenvardanyan.info) содержатся сведения и о других ключевых постах в крупных российских компаниях. Так, с 2009 по 2022 г. он входил в совет директоров (СД) ПАО «КАМАЗ» — «крупнейшего производителя грузовых автомобилей в Европе». С 2008 по 2009 г. являлся членом СД ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) — «одного из крупнейших производителей автокомпонентов». В ОАТ Варданян старался, похоже, ради ОАО «АВТОВАЗ». В СД ОАО «АВТОВАЗ» — «крупнейшего в Восточной Европе» — Варданян состоял с 2008 по 2014 г., будучи членом комитета СД по кадрам и вознаграждениям.

Присутствие Варданяна в СД ОАО «АВТОВАЗ» имеет в т. ч. и, образно выражаясь, темную сторону. Ее содержание ветераны АВТОВАЗа, особенно высокопоставленные члены клана председателя совета директоров АВТОВАЗа (1993-2005 гг.) Владимира Каданникова (1941-2021 гг.), запомнили на всю оставшуюся жизнь. Новый куратор завода, в лице ФГУП «Рособоронэкспорт» (в 2007 г. интегрировано в ГК «Ростех»), столкнулся с проблемой перекрестной схемы владения АВТОВАЗом различными негосударственными структурами. Схема была сформирована при Каданникове в качестве защитной меры как раз таки от передела собственности.

В ноябре 2005 г. люди мелкого и незаметного на тот момент бывшего кагэбэшника Сергея Чемезова сумели напугать Каданникова до такой степени, что тот 27 ноября 2005 г. в ходе традиционного ежемесячного заседания СД АВТОВАЗа заявил о своем уходе со всех должностей. Далее Чемезову и Артякову, абсолютно не сведущим в вопросах управлениях сложными финансовыми и корпоративно-правовыми механизмами, порекомендовали обратиться к услугам Варданяна с его инвестиционной группой «Тройка Диалог». Звезды сошлись.

Процесс раскольцовки вазовского капитала даже с учетом участия Варданяна не имел гарантий быстрого решения. Он вообще мог бы оказаться нерешаемым, если бы у некоторых «вазовских генералов» стальные шары продолжали оставаться на том же месте, что и в годы их продвижения по карьерной лестнице. Тем не менее все эти шары хитроумный Варданян сумел раскатать по лузам в ходе беспроигрышной для себя, Чемезова и Артякова «бильярдной партии» по раскольцовке вазовского капитала.

Одним из моментов триумфа Варданяна считают водворение на должность губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) соратника Чемезова Владимира Артякова с огромным приданым. За работу в должности председателя СД АВТОВАЗа с декабря 2005 по 2006 г. Артяков получил в качестве «премиальных» около 1,4 млрд р. Вряд ли кто узнал бы об этой сумме, если б Чемезову не приспичило начать делать в 2007 г. из Артякова публичную политическую фигуру.

Пришлось раскрывать декларацию о доходах за 2006 г., а там такое! Что могло осесть в карманах Чемезова, можно только гадать. Ему, в отличие от Артякова, декларацию о доходах раскрывать не требовалось. В любом случае Варданян в тот период мог знать о финансовом положении Артякова и Чемезова намного больше, чем могли себе позволить даже самые лютые представители ФНС России.

Сам Варданян от раскольцовки вазовского капитала внакладе тоже не остался. До 2011 г. «Тройка Диалог» контролировала 20,5% акций «расшитого» АВТОВАЗа. С продажей «Тройки» в пользу ПАО «Сбербанк» акции перешли к кипрскому офшору Troika Dialog Investments Ltd. Позднее Варданян уступил бумаги в пользу нидерландской компании Alliance Rostec Auto B.V. — совместного предприятия Ростеха и Renault-Nissan (основных акционеров автозавода на тот момент). Сумма сделки могла составить около $600 млн (https://www.vedomosti.ru/ auto/ articles/ 2013/ 04/ 17/ lada_ poedet_ bez_ vardanyana).

В последние месяцы Варданян, не исключено, запамятовал детали тех судьбоносных событий, поскольку был озабочен политической карьерой в Нагорном Карабахе. 4 ноября 2022 г. он вступил в должность главы правительства этого непризнанного государственного образования, а уже в феврале 2023 г. был освобожден от нее. После чего, похоже, допустил ряд серьезных ошибок, приведших к нынешнему исходу.

Роковой же ошибкой «вазовских генералов», по мнению осведомленных наблюдателей, стало допущение Варданяна до раскольцовки завода 16 лет назад. Если до ликвидации перекрестной схемы владения технологическое отставание АВТОВАЗа от западных производителей оценивалось в 10-15 лет, то после этого оно, судя по упрекам к качеству конечной продукции и комплектующих, могло вырасти едва ли не до полувека.

Впрочем, т. н. «вазовские генералы» при пассивной поддержке тольяттинской номенклатуры и сегодня продолжают процесс деградации, запущенный во времена экспансии Ростеха. Причем качество девальвации неуклонно растет. Следует отметить, что сегодня специалисты по корпоративному управлению уровня Варданяна уже не нужны. «Дети Каданникова» справляются с развалом местной экономики своими силами.