Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Выгодная необходимость

АВТОВАЗ поможет Чечне создать мультибрендовое предприятие

Иван Григорьев

23 января АВТОВАЗ с ответным визитом посетила делегация правительства Чеченской Республики. Соглашение о сотрудничестве, подписанное сторонами 14 января в Гудермесе, получило новое развитие. На первом этапе начнутся поставки машинокомплектов на завод в Аргуне, но со временем волжский автогигант может заключить несколько договоров с поставщиками комплектующих и оказать Рамзану КАДЫРОВУ содействие в создании мультибрендового сборочного предприятия.

После подписания 14 января 2008 г. в Гудермесе рамочного соглашения о сотрудничестве между ОАО «АВТОВАЗ» и правительством Чеченской Республики на прошлой неделе в Тольятти стороны приступили к обсуждению вопросов, связанных с его практической реализацией. Для этого на АВТОВАЗ прибыла делегация Министерства промышленности и энергетики Чечни во главе с министром Олгузуром Абдулкаримовым.

Президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис Алешин (на фото) обозначил приоритетные направления сотрудничества и поставил ряд задач перед совместной рабочей группой, в которую, по информации «Хронографа», вошли советник вице-президента Группы по развитию Петр Прусов, заместитель Абдулкаримова Султан Рахмаев и заместитель генерального директора Аргунского завода «Пищемаш», на мощностях которого планируется разместить сборочное производство, Тимур Хубаев. «В первую очередь необходимо определить основные принципы работы автосборочного предприятия на территории Чеченской Республики. Также нужно согласовать условия поставок сборочных комплектов и технологического оборудования. Кроме того, необходимо разработать стратегию совместных действий по продвижению бренда LADA на рынке региона», -сказал Алешин.

Как стало известно «Хронографу», новое автосборочное предприятие будет осуществлять лицензионную сборку автомашин по той же схеме, что и зарубежные партнеры АВТОВАЗа, закупающие тольяттинские машинокомплекты для своих конвейеров. Первой моделью, выпуск которой должен быть освоен в Аргуне, должна стать классическая «семерка». Инвестиции в создание экспериментального производства мощностью несколько тысяч машин составят, по разным оценкам, от $50 млн. до $100 млн.

«Маркетинговую политику завода будет полностью определять АВТОВАЗ, однако при возможном акционировании предприятия он не будет претендовать на долю в акционерном капитале, — рассказал «Хронографу» Тимур Хубаев. — Тольятти заработает на продаже интеллектуальной собственности и оказании консультационных услуг».

Аналитики указывают на ярко выраженную социальную направленность данного проекта, имеющего большое значение для правительства Чеченской Республики. Один из самарских банкиров предположил, что идею создать в Чечне автосборочное предприятие и тем самым заметно снизить уровень безработицы в республике Рамзану Кадырову в конце 2006 г. подсказал нынешний губернатор Самарской обл. Владимир Артяков, в то время еще президент ООО «Группа АВТОВАЗ».

Для практической реализации данной идеи на федеральном уровне было принято решение о выделении специальной субсидии Чеченской Республике. Исполнителем проекта выступает чеченская сторона, а за АВТОВАЗом закреплен статус официального куратора работ.

Тимур Хубаев подтвердил, что на первом этапе производство «семерки» будет для правительства Чечни планово-убыточным. «Сейчас помимо затрат на закупку технологического оборудования и машинокомплектов мы перечисляем в Тольятти средства за обучение персонала, которому предстоит встать за конвейер будущего завода, — говорит Хубаев. — Поэтому мы рассчитываем как на максимальную поддержку наших действий со стороны АВТОВАЗа, так и на предоставление определенных налоговых преференций новому предприятию федеральными властями. Только в этом случае аргунское производство сможет активно развиваться».

Источник в правительстве Чеченской Республики уверен, что при активной поддержке проекта со стороны федеральных властей и АВТОВАЗа сборочное производство «семерок» удастся вывести на самоокупаемость в ближайшее время, а в последующем наладить выпуск очень востребованных в республике малотоннажных грузовых шасси. «Кроме того, опыт, передаваемый нам АВТОВАЗом, — говорит источник, — может позволить в ближайшем будущем построить в Аргуне мультибрендовый сборочный завод по аналогии с заводом Derways в Карачаево-Черкесии, а также запустить производство автокомпонентов, причем некоторые узлы и агрегаты, вполне вероятно, будут поставляться и на АВТОВАЗ». Капитализацию будущего бизнеса при условии следования вазовской стратегии член правительства Чечни оценил в $1,5 млрд. «Эта идея обязательно должна перерасти в доходное предприятие», — заключил он.