Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (222) | 26 февраля 2008г.
 

Новый передел начался

Тольяттинский радиоэфир уходит под контроль холдингов

Андрей Ельченко

В ближайшие месяцы в Тольятти помимо радиохолдинга, создаваемого Михаилом НОСОРЕВЫМ, должны начать функционировать еще два радиохолдинга. Борис ФРАДКОВ (на фото) планирует с 1 марта произвести замену концепции вещания на тольяттинской радиочастоте 102,7 МГц. Помимо этого, в мае 2008 г. на радиочастоте 90,4 МГц планируется открытие эфира московской радиостанции ЗАО «Радио Ретро» «Ретро FM».

В настоящее время в Россвязьохранкультуры происходит документальное оформление задуманной Фрадковым замены концепции вещания на тольяттинской радиочастоте 102,7 МГц с московского радио Maximum на санкт-петербургское «Радио Ваня». Эффективно извлекать прибыль от функционирования в Тольятти радио Maximum, которому все же удалось завоевать четко выраженную целевую аудиторию в Тольятти, Фрадков так и не сумел. Теперь самарский бизнесмен делает ставку на эпатаж. «Радио Ваня» представляет из себя аналог «Радио Шансон», но рассчитано на более молодую аудиторию. Помимо этого, в середине января Фрадков заключил договор об управлении радиочастотой 99,4 МГц (обладателем лицензии на осуществление радиовещания на ней является учредитель СМИ «Навигатор — дорожное радио» санкт-петербургское ООО «Центр новых технологий»). «Дорожное радио» планируется к выходу в Тольятти уже в мае, и, скорее всего, оно также станет конкурентом «Радио Шансон». Основу его музыкального контента составляют спокойная музыка советского времени, городской романс, авторская песня. Отличием холдинга Фрадкова от холдинга Носорева станет то, что немногочисленные тольяттинские программы для «Радио Ваня» и «Дорожного радио» станут производиться в Самаре, в ныне действующем аппаратно-студийном комплексе (АСК) радио Maximum. Представитель Фрадкова в Тольятти Дмитрий Данильченко уверен, что существующие технологии связи и транспортная доступность позволят сделать незаметным такой территориальный разнос между производителями программ и их непосредственной аудиторией.

К тому же Фрадков принял решение о физическом разделении самарского и тольяттинского эфиров «Дорожного радио», которое вскоре появится и в самарском эфире, придя на замену Maximum. Это означает, что в тольяттинской эфире будут вещать оригинальные программы и отдельные блоки рекламы, которые будет невозможно услышать в Самаре. По мнению наблюдателей, удаленность тольяттинской коммерческой структуры от вещательного АСК полностью сгладить не удастся. Может утратиться оперативность в принятии и реализации решений.

Кроме этого, в мае 2008 г. на радиочастоте 90,4 МГц планируется открытие эфира московской радиостанции «Ретро FM». Обладателем лицензии на осуществление радиовещания на этой частоте является дочернее предприятие европейской медиагруппы (ЕМГ) ЗАО «Радио Ретро». Как и в случае с «Европой плюс» (91,3 МГц), общерегиональным партнером ЕМГ является самарский медиа-холдинг «РегионМедиа» Валерия Кокнаева. В отличие от Фрадкова, Кокнаев не планирует производство отдельных тольяттинских

программ, именно это уже практикуется с 2005 г. на «Европе плюс». Оба этих программных продукта вещают в Самаре, московский контент «Европа плюс» с врезками самарских программ в неизменном виде доставляется на передающую станцию в Жигулевск. Стоит отметить, что обе тольяттинские радиочастоты (90,4 МГц и 91,3 МГц), разрешение на использование которых имеет дочерняя структура «РегионМедиа» ООО «Медиа плюс Регион», имеют достаточно серьезные ограничения по мощности электромагнитного излучения в значительном азимутальном секторе, что не может не сказываться на качестве их приема в Тольятти и ряде близлежащих поселений.

Возможно, именно совокупность этих негативных факторов привела к тому, что один из самых ярких программных радиопродуктов России «Европа плюс» пользуется лишь ограниченной популярностью в Автограде. По данным ИК Arbalet, по итогам IV кв. 2007 г. «Европа плюс» занимала лишь 7-е место по объему среднесуточной аудитории с параметром в 5,4% (31,7 тыс. чел.).

Процесс консолидации управления радиочастотными активами, по-видимому, на этом не остановится. Осенью 2008 г. в Тольятти планируется появление радиохолдинга Николая Грахова в составе 105,2 МГц и 106,9 МГц. Какие программные продукты будут использоваться на этих радиочастотах, до настоящего времени неизвестно. Ретранслируемое сегодня на 106,9 МГц «Радио 7» имеет совсем небольшую аудиторию (2,0% по итогам IV кв. 2007 г.), а планируемый к запуску на 105,2 МГц «Серебряный дождь» не пользуется сколько-нибудь значимым успехом ни в одном городе вещания, кроме Москвы. Также в настоящее время не решен вопрос об управлении тольяттинской радиочастотой 104,0 МГц, как неизвестно и то, будет ли на этой радиочастоте по-прежнему вещать санкт-петербургское клубное «Радио Рекорд». Или летом 2008 г. будет произведена замена вещательной концепции на вновь запускаемый РМГ музыкально-развлекательный радиоконтент женской направленности. Учитывая недавнее переформатирование «Love Радио» с женского на молодежное вещание, такого рода радиопрограмма вполне может найти своих слушательниц и сформировать значительную по объему аудиторию. Наблюдатели не исключают, что Михаил Носорев может присоединить эту радиочастоту к уже созданному холдингу, таким образом, оторвавшись по объему радиочастотного арсенала от преследующих его Фрадкова и Кокнаева.