Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (228) | 7 апреля 2008г.
 

Владимир Утин:

Никакой обиды нет

Татьяна Никонорова

4 апреля от должности руководителя департамента строительства и архитектуры был отстранен Владимир УТИН. Эта отставка стала наиболее неожиданной, особенно если учесть, что молодой чиновник был принят на работу в декабре 2007 г. О своем мнении относительно отстранения от должности и грядущих перспективах корреспонденту «Хронографа» рассказал сам отстраненный.

- Владимир Александрович, пресса уже успела отметить, что вы стали рекордсменом по краткости пребывания в мэрии г. Тольятти. В должности, на которую вас назначили, вы продержались всего 3,5 месяца. Что стало причиной столь краткого пребывания в чиновничьем кресле? Может быть, вам не удалось найти понимание с новой командой или вы дали повод говорить о своей неэффективности?

- Знаете, не хотелось бы давать каких-либо оценок моей работе в мэрии и делать выводы относительного того, как и почему получилось так, что мое пребывание в мэрии оказалось кратковременным. Я не думаю, что причиной прекращения со мной трудового контракта стало категорическое неприятие меня как специалиста. Скорее всего, руководство выработало свою программу оптимизации работы в этой отрасли и, может быть, другой руководитель будет более эффективен на этом месте. По крайней мере могу сказать точно: никаких трений с новым руководством у меня никогда не возникало. По крайней мере прямых упреков в свой адрес я не слышал. Что касается новой кандидатуры, то я доверяю выбору и Анатолия Пушкова, и Александра Курылина, и не сомневаюсь, что на место руководителя департамента по строительству и архитектуре найдут высокопрофессионального специалиста. Потому что и тот и другой отлично осознают масштаб проблем, которые сейчас у нас существуют.

- Вы молодой и амбициозный человек и шли в мэрию явно не для того, чтобы закончить карьеру чиновника через 3,5 месяца. Существует ли обида на новую команду управленцев, которые распорядились вашей карьерой не так, как вы планировали сами?

- Нет, никакой обиды нет. Я рад тому, что мне довелось поработать в мэрии Тольятти и взглянуть на проблемы отрасли не только глазами строителя, но и глазами чиновника. Это очень ценный опыт, поскольку и до прихода в мэрию я был связан с этой отраслью, и, скорее всего, после увольнения из мэрии моя профессиональная деятельность будет связана со строительством. Сейчас на многие вопросы, касающиеся строительства, у меня другой, более широкий взгляд. Я стал лучше понимать вопросы формирования стратегии развития города как в жилищном строительстве, так и в инфраструктуре.

- Чем планируете заниматься дальше?

- Пока не могу сказать. Мне поступило несколько предложений относительно будущего трудоустройства. Впрочем, некоторые идеи у меня есть.

- Едва ли целесообразно упрекать в неэффективности человека, который поработал на месте очень короткий срок. Тем более что это направление вам досталось далеко не в идеальном состоянии...

- Да, отрасль мне досталась не в самый лучший момент и на новое место работы я шел с уверенностью, что мое чисто «строительское» понимание проблем строительного сектора окажется полезным для мэрии.

Мне пока неизвестно, кто будет возглавлять департамент после меня. Конечно, я бы хотел передать все свои наработки и по ряду проблемных объектов, и по ряду общестроительных проблем. В принципе, когда я шел в мэрию, у меня уже был свой определенный взгляд на то, какие основные трудности испытывает строительное сообщество: проблемы эти связаны с функциональным зонированием, документооборотом в мэрии, да и просто с отношением к тем или иным объектам строительства или субъектам строительного рынка. Мною уже тогда была проведена работа по анализу проблем застройки. Например, по застройке Прибрежного парка и по зонированию и застройке территорий ЗАО «Россия». Моя деятельность уже привела к ряду конкретных решений, общий взгляд на комплекс этих проблем мы выработали и создали определенную платформу. Приводить это видение в какую-то документальную форму, называемую пошаговой стратегией, — задача нового руководства.

За время своей работы я попытался наладить продуктивный диалог между застройщиками, мэрией и Тольяттинской городской думой. У нас прошла масса заседаний, общественных слушаний, посвященных и вопросам функционального зонирования, и застройки территорий, и строительства отдельных объектов. В частности, четыре заседания комиссии по территориальному планированию, которую я возглавлял.

Считаю, что мы отработали эффективно: в том числе с подачи специалистов ТГД, конкретно Владимира Иглина, нам удалось сформировать документ, который не допускает разночтений и двойного толкования, но схема требует еще некоторых доработок.

- Вы не находите, что и лично ваша деятельность в мэрии, и деятельность вашего ведомства была бы намного успешнее, если бы была нормальная управленческая система?

- Система существовала, но четкого контроля за исполнением должностных обязанностей не было. Отдельный документ мог находиться на рассмотрении чиновника и день, и неделю, и две недели, и месяц. Это, кстати, относится к болезненному для строителей вопросу о документообороте.

Сейчас и Пушков, и Курылин намерены внедрить систему оценки эффективности работы сотрудников по итогам работы. Соответственно, от руководителей потребуется четко, осмысленно, в соответствии с общей стратегией в каждом секторе ставить подчиненным цели. Да, я согласен, что это достаточно важный ход, связанный с формированием у сотрудников жесткой мотивации к эффективному исполнению, а также новой культуры исполнения своих обязанностей и существования коллектива как единого, целого организма. Но с другой стороны, подобная система пока в мэрии не применялась, соответственно, ее придется формировать заново. Как я полагаю, в основу этой системы будут положены количественные и качественные показатели оценки деятельности. Выполнение этих показателей повлияет и на скорость прохождения документов, и на качество документов, т. е. на эффективность, а вот результативность деятельности мэрии, связанная со стратегическим планированием, разработкой нужных программ социально-экономического развитие города, развития территорий и инфраструктурного комплекса, будет зависеть, на мой взгляд, от масштабности видения первых лиц города, понимания городских проблем, от правильности расстановки приоритетов в направлениях развития, требующих бюджетного финансирования. И соглашусь, что в первую очередь нужно думать о развитии в городе различных производств, поощрении и поддержке любых форм малого бизнеса, создании условий, при которых наш город будет привлекателен для инвестиций извне, как российских, так и иностранных. Ведь строительный комплекс — только одна из составных частей роста и развития города и комфортного проживания в нем граждан.