Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (235) | 19 мая 2008г.
 

Юрий Рожин:

В Самаре я бы Шаповалова не наградил

Игорь Караулов

23 июня исполнится 90 лет со дня основания Управления ФСБ по Самарской обл. В связи с этим 16 мая начальник областного УФСБ генерал-лейтенант Юрий РОЖИН рассказал о работе управления за минувший год, о сотрудничестве спецслужбы с другими силовыми структурами, а также о возможных кадровых перестановках внутри ведомства. Несмотря на то что 13 мая сменился руководитель ФСБ России, Юрий Рожин заявил, что пока никаких кадровых изменений в своем ведомстве не планирует.

- Юрий Александрович, что вы можете сказать о работе управления в прошлом году и как вы в целом оцениваете результаты оперативно-служебной деятельности УФСБ?

- Основные усилия, учитывая обстановку, которая сложилась и в России, и в мире, мы направили на борьбу с терроризмом. Как вы знаете, на территории области проходил ряд важнейших политических событий, в том числе и международного масштаба: это саммит «Россия -ЕС». Сразу после этого состоялся выездной Совет по безопасности, который прошел на нашей территории, также прошли выборы в губернскую и Государственную думу. Поэтому много усилий было уделено обеспечению безопасности данных мероприятий, а вы знаете, что все они прошли без каких-либо серьезных эксцессов. В этот период сотрудниками правоохранительных органов, в том числе и нашими, были задержаны лица, причастные к террористическим организациям. Один из задержанных проходил подготовку в лагере на Ближнем Востоке, в настоящее время его экстрадировали из страны. Кроме того, на территории других регионов нами было предупреждено два случая террористических актов и произведено задержание. Большое внимание уделялось безопасности объектов промышленности. Только за прошлый год мы обеспечили контрразведывательную безопасность для 40 делегаций, прибывавших к нам из Германии, Франции, Ирана и Китая.

Учитывая, что международные связи нашей области существенно возросли, работы у нас прибавилось. Тем более что в тех делегациях, которые к нам прибывают, есть и кадровые сотрудники, и агентура иностранных спецслужб. Мы выявляли факты, когда иностранцы проявляли необоснованный интерес к закрытым темам и когда были попытки устанавливать с контакты с нашими секретоносителями. Только за прошлый год мы установили 47 лиц из числа иностранцев, которые, по нашим данным, принадлежат либо к кадровым сотрудникам, либо к агентуре спецслужб. 46 иностранцам мы закрыли въезд на нашу территорию именно по этой причине.

- В последнее время довольно часты сообщения о конфискации очередной партии оружия и боеприпасов. На ваш взгляд, существуют ли сейчас в губернии ОПГ, подобные тем, что существовали в середине 90-х гг.. как, например, группировка братьев Кольцовых из Черноречья?

- Как вы знаете, в последнее время по России гуляет довольно большое количество оружия и боеприпасов. Если говорить о каких-то конкретных цифрах, то в конце февраля мы в результате тщательно спланированной операции задержали группу, в составе которой находилось три человека. При задержании мы изъяли у них 34 ствола огнестрельного оружия, из них 19 АКМ.

Были у них и гранаты, и более тысячи единиц боеприпасов. Этот арсенал накапливался с 90-х гг. Сейчас уже можно сказать, что эта банда занималась в 90-е гг. разбоем, грабя предпринимателей, в 2000-х гг. начала заниматься нефтеврезками, и это оружие как раз предназначалось для того, чтобы сопровождать бензовозы и брать мзду с предпринимателей.

- Это оружие поставляется в регион из горячих точек или похищается с территории местных воинских частей?

- Оружие, которое мы изъяли в этом году, принадлежало группировке 1990-х гг. небезызвестного Константина Беркута. Затем все это перешло другому члену ОПГ Богучарскому, который в январе этого года при невыясненных обстоятельствах скончался в одной из московских гостиниц. Информации о том, что какая-либо серьезная ОПГ сидит в области на каналах поставки оружия, у нас на сегодняшний день нет. То, что имелось в этой банде, по нашей оперативной информации, поступило из Южного федеральногоокруга. В большей степени все оружие поступало из Чечни и других республик Северного Кавказа. Что касается войсковых частей, то вы, наверное, слышали, что мы нашли на дне одного из водоемов значительно количество боеприпасов, похищенных с территории ВЧ. Были случаи, когда мы задерживали с оружием бывших или действующих военнослужащих, в том числе и из Черноречья, но это единичные факты. О каких-то серьезных каналах или группах я бы сегодня не говорил.

- Как ФСБ осуществляет надзор за исполнением и расходованием средств, выделяемых на наппроекты?

- В Самарской обл. существует координационный совет, который возглавляет губернатор, и создана рабочая группа, в которую входят и наши представители. Мы озвучиваем ту информацию, которая у нас есть, и там, где нужна оперативная разработка, мы ее проводим. Материалы мы затем передаем по подследственности либо в прокуратуру, либо в органы внутренних дел. В результате одного из мероприятий, проведенного совместно с УФНС, прокуратурой, КРУ Минфина области, а также службой безопасности Россельхозбанка вскрыты факты необоснованного получения кредита на сумму около 80 млн. р. Присвоений денежных средств выявлено на сумму 170 млн. р., мошеннического захвата земельных участков рыночной стоимостью более 7 млн. евро. Штрафных санкций наложено на 240 млн. р. Выявлены и подтверждены факты нерационального расходования бюджетных средств, выделенных в рамках ПНП «Развитие АПК». Получена информация о неэффективных направлениях инвестиционной политики по линии финансирования объектов АПК. Буквально вчера мы один материал передали в прокуратуру.

- Сейчас пристальное внимание уделяется борьбе с коррупцией, и роль ФСБ в этом далеко не последняя...

- Новый президент, как вы знаете, придает большую роль антикоррупционной направленности деятельности ФСБ. То, что были задержаны и в конце концов осуждены Николай Уткин и его заместитель Наталья Немых со своим сожителем, свидетельствует об определенном успехе правоохранительных органов. У нас накоплен определенный опыт работы по тем преступлениям, которые мы выделяем в антикоррупционную направленность, и мы для этого имеем и силы, и средства. Но я все-таки хотел бы обратиться к населению нашей области, потому что любой из нас может оказаться в такой ситуации, когда какой-то чиновник будет вынуждать нас заплатить взятку при решении того или иного вопроса. Нужно, конечно, мужество, чтобы не платить и обратиться в правоохранительные органы, но я во всяком случае за свою структуру отвечаю.

- Недавно в прессе появилось информационное сообщение о награждении почетным знаком ФСБ владельца ГК «СДМ» Алексея Шаповалова. Можно узнать, за какие заслуги его наградили?

- Это сообщение было в центральной прессе, и награждал его центральный аппарат ФСБ, за который я ответить не могу. Но могу сказать, что здесь, в Самаре, я бы Шаповалова не наградил.

- В Самарской обл. существует антитеррористическая комиссия, но ее заседания, как правило, закрыты от прессы. Вы можете рассказать, чем занимается эта комиссия и каковы ее цели?

- Она работает уже давно и, я считаю, достаточно эффективно. Задача борьбы с терроризмом стоит не только перед ФСБ, но и в той или иной степени перед ГУВД. В целом же это задача нашего общества, поэтому и создавались эти комиссии, чтобы привлечь органы исполнительной власти, руководителей предприятий и учреждений, чтобы все были причастны к этой работе. Эта комиссия в основном создавалась для того, чтобы проводить контрпропагандистскую деятельность и профилактические мероприятия. Больших секретов там нет, я сам являюсь заместителем председателя этой комиссии. Они есть только тогда, когда обсуждаются меры по каким-то закрытым предприятиям. В прошлом году мы провели пять заседаний, и они в основном были посвящены значимым политическим событиям, которые касались выборов и проведению саммита.

- Президент Дмитрий Медведев на днях на значил нового руководителя ФСБ России. Как вы думаете, это повлечет за собой какие-то глобальные кадровые перестановки внутри системы?

- Во-первых, новый руководитель ФСБ Александр Бортников -человек не со стороны. Он прошел путь от оперуполномоченного до руководителя службы экономической безопасности. Здесь речь идет о преемственности, поэтому я думаю, что все традиции сохранятся. Что касается УФСБ по Самарской обл., то я во всяком случае никаких кадровых перемещений не планирую.