Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Самара рискует остаться без дорог

Власти губернской столицы не хотят взаимодействовать с правительством

Анна Пенкина

29 мая состоялось заседание коллегии министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл., посвященное корректировке «Областной целевой программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской обл. до 2025 года». В марте этого года губернатор Владимир АРТЯКОВ поручил министерству включить в данную программу подпрограмму развития местных дорог. В период с 2009 по 2025 годы на муниципальные дороги планируется потратить более 16 млрд р. Комитет градостроительства и архитектуры администрации г.о. Самара не откликнулся на поручение губернатора и не предоставил своевременно свои потребности в реконструкции и строительстве так необходимых городу магистралей. А между тем загруженность городских транспортных магистралей составляет более 100%.

Кто не успел, тот опоздал

Подпрограмма «Местные дороги» включает в себя развитие дорог, находящихся в муниципальной собственности местных образований Самарской обл., как городов, так и сел. Первый этап программы рассчитан на 2009-2015 гг. Второй этап — на 2015-2025 гг. На начальных этапах финансирование предусматривается из областного бюджета, но по планам министерства потом в программе финансирования примут участие и местные бюджеты.

В рамках этой подпрограммы на развитие местных дорог муниципальных районов и поселений всего планируется потратить более 16 млрд. р. Из них по статье «Строительство и ремонт» — 14,6 млрд., по статье «Приведение в нормативное состояние участков местных дорог, входящих в состав маршрута «Школьный автобус» — 1,6 млрд. р. Планируется выполнить ремонт 3,2 тыс. кв. м существующего дорожного покрытия и построить 6 тыс. кв. м нового. Эти показатели развития местных дорог муниципальных районов и поселений в полной мере учитывают предложения глав администраций районов области.

Что касается развития и содержания улично-дорожной сети городских округов (кроме Самары и Тольятти), то в целом планируется построить и отремонтировать более 300 км городских магистралей. В Жигулевске — 54, Кинеле — 30, Новокуйбышевске — 81, Сызрани — 29, Чапаевске — 41, Октябрьске — 13, Отрадном — 17, Похвистнево — 17 км дорог. В рамках программы на это выделено около 7,5 млрд. р. На Жигулевск из них уйдет 231 млн. р., на Кинель — 244, на Сызрань -486 млн., Октябрьск — 82 млн., Отрадный — 152 млн. Больше всего средств планируется потратить на дороги Новокуйбышевска и Чапаевска — 4, 5 и 1,1 млрд. соответственно. С целью уменьшения диспропорции между ростом парка транспортных средств и темпами развития улично-дорожной сети городов подпрограммой предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту улиц и дорог, транспортных развязок, искусственных сооружений городских округов.

В Тольятти планируется построить и реконструировать 90 километров дорожного покрытия. На это заложено 116 млрд. р.

Работа для муниципальных властей предстояла сложная — они должны были подготовить всю проектно-сметную документацию, утвержденную и получившую заключение государственной ведомственной инспекции. Кто раньше, кто позже, но все муниципалитеты уложились в срок, предоставив в министерство необходимые документы. Процесс строительства дорог направлен на перспективу.

«Необходимо тщательное планирование, для чего и создавалась «Программа строительства и реконструкции местных дорог», — объясняет главный консультант управления строительства и ремонта дорог министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. Иван Кошмарев. — Раньше планирование расписывалось на один год, но такое положение было бесперспективным. Сейчас пришло время долгосрочных программ. Когда местным властям предложили участие в подготовке долгосрочного плана развития своих автодорог, некоторые муниципалитеты не были готовы к такому повороту событий». Объем финансирования подпрограммы «Дороги местного значения» определен исходя из представленных материалов администраций городских округов в правительство области по перечню объектов строительства и реконструкции городских округов. Дорожное строительство -это важнейшая стратегическая отрасль любого региона.

По программе

Областная целевая программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской обл. жизненно необходима нашему региону. На строительство, ремонт, реконструкцию и содержание автомобильных дорог в бюджете Самарской обл. сейчас выделяются солидные суммы. Например, в этом году на областные дороги в бюджете выделено 1 млрд. 300 тыс. р. Но, по словам министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. Валерия Матвеева, при нынешнем состоянии дорожной сети и этих средств катастрофически не хватает.

Сейчас в сфере дорожного строительства области разворачивается несколько направлений работ. Это развитие опорной сети: стратегические магистрали области, такие как Самара- Бугуруслан, Самара- Ульяновск. Планируется реконструкция магистралей Урал- Сергиевск, Осинки- Безенчук, Челно-Вершинской трассы. Также не остаются без внимания и дорожные артерии малых сел. Проводятся работы по строительству подъездов к населенным пунктам, мостов и дорог районного значения. Например, спроектирован подъезд со строительством моста к селу Тамбовка Большеглушицкого района, поселку Первокоммунарский Алексеевского р-на. В этом году заканчивается строительство дороги в селе Падовка Пестравского р-на. В городах также ведется активная дорожно-строительная деятельность. В этом году планируется развитие и модернизация сети автомобильных дорог в областном центре. Намечен ремонт улиц Ново-Садовой, Демократической, Волжского и Красноглинского шоссе. Результатом работ станет приведение этих городских магистралей всем необходимым параметрам. Большая работа по реконструкции дорожной сети планируется также и в городе Тольятти. Но эта лишь малая часть работы.

На 2008 г. губернатор Артяков поставил перед министерством задачу построить 77 км новых дорог. По расчетам министерства, чтобы в полном объеме выполнить эту задачу, необходимо дополнительно свыше 1,5 млрд. р. Как объяснил Кошмарев, это только на строительство и реконструкцию, а нужно иметь в виду, что в этом году губернатор также предусмотрел еще ремонт 330 км автодорог. На это тоже нужны дополнительные средства. Министерство уже сейчас готово освоить суммы, прописанные в бюджете, более того, оно обратилось к губернатору с просьбой о выделении дополнительных средств на развитие сети областных дорог.

Деньги есть — работы нет

Вопрос в другом: средства есть, а кто будет их осваивать? Буквально в течение последнего месяца в городских округах Жигулевск и Тольятти проводились конкурсы на определение подрядных организаций для проведения работ по ремонту асфальтобетонного покрытия городских дорог. Конкурсы были признаны несостоявшимися, так как на них было подано всего по одной заявке. Что же получается, у нас дороги делать некому?

Кошмарев уверен, что при правильной организации работ для освоения всех бюджетных средств хватит и ресурсов местных подрядных организаций. Тому, что торги в Жигулевске и Тольятти не состоялись, по его мнению, может быть ряд причин — начиная от цены контрактов, сроков выполнения работ и заканчивая несоответствующими требованиями. К тому же сейчас к качеству выполняемых работ предъявляются гораздо более серьезные требования, чем в недавнем прошлом. И если подрядная организация не в состоянии выполнять работы с должным качеством, то она и не выйдет на эти подряды. Возможно, что муниципалитеты просто банально ленятся проводить серьезную работу по информированию потенциальных подрядчиков о своих конкурсах. Но, по мнению Кошмарева, информирование и не является задачей муниципалитетов. Информированием занимается торгующая организация, а она извещает о конкурсах всеми возможными способами: с помощью Интернета, печатных и электронных СМИ, телевидения. Только ленивый не сможет увидеть эту информацию. Сейчас в области работает достаточно широкий круг подрядных организаций — около двух десятков компаний, имеющих возможности выполнять строительство дорог как минимум в пределах 20-30 км в год. Парадокс, но многие из них работе на родине предпочитают заказы в соседних регионах: Пензенской, Ульяновской, Оренбургской областях, Башкирии, Удмуртии. То ли у соседей темпы дорожного строительства выше, то ли расценки на проведение работ. Как бы то ни было, если на развитие дорожной сети выделяются деньги, а осваивать их некому, то это говорит лишь о чиновничьем бездействии.

Когда начнется реализация целевой программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской обл., оправдываться несостоявшимися конкурсами будет уже поздно. Потому что именно сейчас перед нашим регионом стоит реальная перспектива получить наконец такие дороги, которые мы все так долго ждали и о которых мечтали столько лет. Будет очень обидно, если чиновничья нерасторопность станет этой мечте преградой.