Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Виктор Клевлин:

Будет крепнуть уверенность населения в завтрашнем дне

Алиса Власова

За последний год Самарская обл. пережила существенную трансформацию политической элиты. От назначения губернатора, перестановок в кабинетах министров до череды избирательных кампаний по выборам мэров, начавшейся с выборов главы г.о. Тольятти. С большой долей вероятности можно предположить, что выборы в Тольяттинскую городскую думу (ТГД) в марте 2009 г. состоятся по смешанной системе. О возможностях и специфике данных изменений корреспонденту «Хронографа» рассказал председатель консультативного совета общественных организаций местного отделения «Единой России» г.о. Тольятти Виктор КЛЕВЛИН.

- Виктор Николаевич, политологи отмечают, что момент назначения президентом РФ Владимира Артякова губернатором Самарской обл. стал знаковым для системы власти нашего субъекта. Разделение интересов бизнеса и власти было продекларировано еще ранее — в момент подготовки к избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы РФ. Насколько, на ваш взгляд, политика субъекта федерации вписывается в систему взаимоотношений бизнеса и власти, продекларированную федеральным центром?

- Действительно, процесс разделения власти и бизнеса на федеральном уровне состоялся при президенте Владимире Путине. С приходом новой команды в Самарскую обл. аналогичный процесс произошел и в нашем субъекте: основные противоречия между государством и крупными ФПГ сняты. Можно сказать, что сейчас и между руководством субъекта РФ, и региональными ФПГ сложился определенный паритет. Это, в принципе, не могло не

сказаться (в лучшую сторону, конечно) на имидже региона. В последнее время лозунг «привлечение инвестиций» стал достаточно популярным, тем более что он ранее не был подкреплен реальными возможностями территории принять эти инвестиции. Становление вертикальной структуры обеспечило приток средств в промышленность, транспорт и связь. О том, что результаты действительно есть, говорят следующие факты. Динамично развивающимся видом экономической деятельности в Самарской обл. является оптовая и розничная торговля, что обусловлено высоким платежеспособным спросом населения. С другой стороны, торговля не могла бы быть успешной без, например, развитой логистической сети.

Вместе с тем одним из основных источников финансирования в 2000-2006 гг. являлись собственные средства организаций, доля которых в общем объеме составляла около 63%. Это свидетельствовало о высокой степени замкнутости области (по России в целом данный показатель за этот период составлял 46%. -Прим. авт.). Хотя такая тенденция обеспечила и создала благоприятный фундамент для возможности привлечения внешних источников. А реализовать это оказалось возможным после формирования новой команды. Однако, как сегодня прогнозируют эксперты, помимо федеральных инвестиций в рамках различных программ создан и плацдарм по привлечению иностранных инвестиций. Они, по предварительной оценке, могут составить до $5 млрд. Закон №19-ГД регламентирует формирование благоприятного инвестиционного климата и прямое участие органов государственной власти в инвестиционной деятельности. Можно смело утверждать, что все данные процессы создали ожидание положительных изменений в обществе в целом. Будь то бизнес или социально незащищенные слои.

- Как, по-вашему, существенная трансформация политической элиты сказалась на настроении общества? И обоснованно ли это?

- Часто в последнее время говорят о снижении демократического рейтинга. На мой взгляд, состояние демократии отражает уровень удовлетворенности населения качеством жизни и уверенностью в том, что у детей все будет хорошо. Рейтинг рейтингом, но вот реализация существенных социальных программ -вещь неоспоримая. Наличие долгосрочных государственных программ развития ЖКХ до 2012 г., решения вопросов демографии до 2025 г., рост качества жизни до 2020 г. и многих других уже дают первые результаты. Сдвиги произошли по всем направлениям, отдельно можно отметить следующее. Появились подвижки в здравоохранении: налицо рост качества медицинских услуг, впервые за последние годы рост рождаемости по Тольятти составил 10%. Благодаря им и будет крепнуть уверенность населения в завтрашнем дне. А самое главное — реализация подобных социально-экономических проектов действительно дисциплинирует чиновника, заставляет его смотреть на несколько ходов вперед.

- Одной из очередных задач перед политической и бизнес-элитой поставили обсуждение возможности реализации смешанной системы выборов в законодательную власть Тольятти?

- Это вполне логичная задача. И ее надо рассматривать прежде всего с точки зрения того, что ее реализация будет способствовать завершению цикла становления вертикали власти. По-прежнему ключевой задачей ставится борьба с коррупцией. Она, к сожалению, занимала серьезное место в основе государственного управления. И именно становление на всех уровнях сильного вертикального вектора ответственной власти будет способствовать снижению актуальности данной проблемы. Можно вспомнить 90-е гг., когда

принимаемые законы представительными органами часто отвечали интересам не государства и граждан России, а конкретным лицам. В противовес этому в 2000-2006 гг. началась реализация законов «отрицания», призванных кардинально изменить ситуацию во всех отраслях. Сегодня появились возможность и ресурсы совершенствовать эти законы, чтобы они улучшали качество жизни большинства. Все мы в первую очередь проживаем в муниципальных образованиях. Но именно МСУ при действующей системе отделено от государства в целом. Безусловно, это необходимо менять. Смешанная система выборов позволит продолжить ветвь вертикальной власти непосредственно до муниципалитетов.

Депутат, действующий в рамках партии, избранной народом, с двух сторон находится в тисках ответственности. Ведь очевидно, что недобросовестная работа конкретного депутата позволяет партии его отозвать. Кроме того, когда партия сильна на всех уровнях власти, то и ее инициативы будут быстрее воплощаться в жизнь. Эффективность же работы депутата, избранного по одномандатному округу, можно стимулировать посредством саморегулирующих организаций. Поскольку именно они являются основой гражданского общества и качество жизни населения напрямую зависит от их взаимодействия с властью.