Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Игорь Птицин:

Промышленное предприятие дает городу больше, чем берет

Константин Грайко

Смена парадигм во властных структурах всех уровней определила перемену политического курса и позволила максимально приблизить к формированию политического пространства основную составляющую экономики — крупного промышленника. К формированию политических элит все большее внимание проявляют крупные производственники, градообразующие предприятия. О тенденциях, складывающихся в отношениях промышленного сектора Тольятти и городского политического пространства, с корреспондентом «Хронографа» побеседовал генеральный директор ООО «Тольяттинский Трансформатор» Игорь ПТИЦЫН.

- Игорь Васильевич, до последнего времени градообразующие промышленные предприятия проявляли некоторую аполитичность. Сегодня ситуация начала меняться, и представители производственного бизнеса проявляют все большую заинтересованность в формировании властных структур. Как вы считаете, с чем это связано и надо ли промышленникам вообще вмешиваться в политику?

- Все очень просто. Город — это хозяйство, которое имеет свои доходы и расходы, текущие проблемы и планы развития. Если вникнуть в то, как и кто формирует доходы, то сразу становится понятной и политическая структура, которая должна существовать. Промышленный сектор является основным налогоплательщиком и, соответственно, формирует доходную часть бюджета. Будет логичным, если промышленность будет принимать участие и в формировании расходной части. У меня, скажем, не было оснований активно вмешиваться в политику, потому что 3-4 года назад, когда я пришел на «Трансформатор», предприятие было не в лучшем положении. Сейчас ситуация значительно изменилась, если сравнивать результаты прошлого года и результаты трехлетней давности, то у нас оборот увеличился в 10 раз, соответственно выросли и налоговые платежи, в прошлом году мы заплатили 681 млн. р. в бюджеты различных уровней.

Кроме того, крупные предприятия одновременно являются самыми крупными работодателями. Для «Тольяттинского Трансформатора», а я думаю, что и для КуйбышевАзота, и для Тольяттиазота, немаловажно то, что вообще творится в городе. Потому что внутри предприятия мы можем создать работникам хорошие условия, дать достойную зарплату, обеспечить удобные рабочие места и прочее. Но когда человек выходит в город и ждет там целый час автобус, ездит на своем автомобиле по разбитым дорогам, испытывает еще какие-то негативные моменты, то нас это не может не беспокоить. Я имею в виду руководителей предприятий, которые обеспечивают работой тысячи людей, основную массу горожан. И это второй фактор, который, я считаю, должен обязательно учитываться нами как руководителями при ответе на вопрос, участвовать или не участвовать в политике.

В связи с этим получается интересная тенденция. К сожалению, случилось так, что за последние годы городские предприятия прямого участия в политической жизни не принимали. В результате мы сейчас видим плоды этого “неучастия". Получается так, что мы формируем бюджет, а этим бюджетом распоряжаются другие люди. Было бы логичнее, чтобы расходование бюджетных средств контролировали крупные работодатели, лучше понимающие нужды и потребности своих трудовых коллективов. Которые и составляют основную часть электората.

Поэтому мы должны участвовать и в выборах в думу, причем не так, как раньше, когда кандидат приходил и говорил: “Дайте денег, а я там сам потом как-нибудь разберусь". Надо участвовать напрямую, формировать нормальную работоспособную команду депутатов. Мы должны участвовать и в выборах мэра. Я говорю не о выборах последнего мэра, а вообще, в принципе. Потому что если мы участвуем в выборах мэра и имеем с ним предварительные договоренности, то потом мы имеем моральное право требовать что-то от него. Не в том плане, как это делалось раньше, когда мэр избирался, а из него потом дергали земельные участки и он обязан был их отдавать, вступал в какие-то юридически не совсем чистые отношения. А мы будем иметь право требовать именно то, что объективно нужно нашим людям: те же хорошие дороги, стабильно работающий общественный транспорт и прочее.

- Можно ли сказать, что в этом плане приход московской команды на АВТОВАЗ стал показательным для местных промышленников?

- В этом смысле я хочу отметить, что господин Алешин в данный момент занял абсолютно адекватную позицию. Когда Артяков возглавлял АВТОВАЗ, ему в большей степени приходилось разгребать ситуацию на самом предприятии и в меньшей степени заниматься политикой. Он начал заниматься политикой с того момента, когда выбрался в губернскую думу, а потом стал губернатором. Я абсолютно его понимаю, потому что сам прошел этот путь 4 года назад. Это с 6-7 утра и до 12 ночи просто постоянно разбираешься с накопленными проблемами. Заниматься какой-то политикой просто физических сил не хватает.

А то, что сейчас Алешин занимает правильную позицию по отношению к городу, это радует. Самое главное, он взял на себя ответственность объединить остальные предприятия, что называется, совершил гражданский поступок. Объективно говоря, только АВТОВАЗ имеет такой авторитет, чтобы собрать всех и сказать: давайте договариваться, давайте смотреть, как мы будем строить будущее в этом городе. Ни один из руководителей других городских предприятий не смог бы этого сделать.

- Вы отметили, что заинтересованы в формировании социальной среды в городе. Сегодня практически у каждого предприятия, в т.ч. и у «Тольяттинского Трансформатора», существуют какие-то социальные, благотворительные, культурные программы. У многих это спланированный системный сектор. Чем не устраивает такое положение вещей и какое направление в данном контексте надо выбирать?

- На этот вопрос надо смотреть в двух плоскостях. Первая — это поддержка каких-то определенных направлений. Я считаю, что выставлять напоказ эту плоскость бессмысленно. Почему? Если мы решили для себя что-то поддерживать, мы просто поддерживаем. Когда речь заходит о социальной ответственности бизнеса и мы говорим, что часть своей прибыли мы должны направлять на какие-то проекты, на самом деле мы никому ничего не должны. Мы должны в полном объеме платить налоги. И не прятать свои доходы. Это мы должны. А решение оказать кому-то помощь складывается, как правило, спонтанно. Я приехал из города, где за 400 с лишним лет истории сложились определенные традиции поддержания искусства. В Тольятти такого нет, это признают даже местные жители. Получилось так, что где-то мы случайно пересеклись с Барановой, с Налетовой, и родилось решение поддерживать художественный и краеведческий музеи. Это спонтанное решение. Если бы на моем месте был другой человек, он решил поддерживать мотоспорт или гандбол или еще что-то. Это уже зависит от личности человека, который принимает решение. Я бы не стал на этом концентрироваться.

А то, что действительно важно, и это пересекается как раз с формированием городской политики, мы, раз уж мы являемся плательщиками налогов, должны вместе с властью определять направления в отношении социальных программ. Здесь должно присутствовать влияние бизнеса, именно градообразующих предприятий, крупных работодателей. И это влияние должно быть серьезным. Это и участие в работе городской думы через своих представителей, и рабочие встречи с мэром, и та форма совета директоров, которая сейчас возрождается. Многие к этому относятся негативно, но это те, кто не желает изменений в политической системе города. Это естественно, потому что при этом они лишаются определенных ресурсов. Но создание совета директоров, даже не создание, а возрождение, необходимо. Абсолютно нормально, когда собираются руководители и совместными усилиями решают назревшие проблемы.

Более того, в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о создании фонда, призванного консолидировать те средства, которые мы направляем на благотворительность. Есть проекты, которые одно предприятие просто не потянет. Поэтому логично объединить средства предприятий в единый фонд, определить попечительский совет, с одной стороны, с другой — некий рабочий орган фонда, который действительно будет анализировать ситуацию и прорабатывать какие-то конкретные проблемные социальные вопросы. Там, где мы не можем обойтись только средствами бюджета, будут использоваться средства этого фонда. Это предложение вынес Алешин, мы его поддержали. Это не означает, что мы забросим наши персональные программы, но такой фонд объединит руководителей предприятий вокруг общих проблем.

- Практика показывает, что зачастую для принятия решений законодательными органами различных уровней необходимы коалиционные соглашения между парламентариями. Насколько с этой точки зрения разумно создавать в городской думе лоббистские группы непосредственно от предприятий?

- Надо говорить не о создании лоббистских групп, а о создании работоспособной думы. Так логичнее. Ведь что такое лоббистские группы? Кому-то нужно срочно приватизировать некий объект и он должен протащить эту тему. Вот тогда нужна лоббистская группа. А работоспособная дума — это несколько иное. Это не кому-то нужно приватизировать что-то, а нам всем нужно решить какую-то проблему города. Вот есть у города проблема, например, плохих дорог. Для того чтобы ее решить, мы должны разработать программу, проанализировать ее со всех сторон, найти все подводные камни, устранить их и принять эту программу в думе. Это и есть работоспособная дума.

Другое дело, что лоббистские группы все равно будут, поскольку, несмотря на все наши пожелания, в думе все равно будут представлены разные силы и не будет депутатов конкретно от «Трансформатора», КуйбышевАзота или АВТОВАЗа. Однако при этом должна быть некая группа депутатов, которая будет представлять интересы промышленных предприятий. Но наша главная задача состоит не в том, чтобы получить от города какие-то преференции. Жить только для того, чтобы тащить из города деньги, приватизировать социальные объекты, еще что-то, это — не наша направленность. Каждое промышленное предприятие по большому счету самодостаточно, оно зарабатывает деньги не на строительстве каких-нибудь торговых центров. Объективно, оно дает городу больше, чем берет. Конечно, надо понимать, что речь идет не о инфраструктурных городских предприятиях, а о производителях, которые работают на страну, на более широкий рынок. Нам от города нужны квалифицированные кадры -это раз, и нужно, чтобы эти квалифицированные кадры в городе хорошо себя чувствовали — это два. Для этого нужно иметь определенное влияние на власть и выстраивать с ней отношения. Над этим мы будем работать, этого мы будем добиваться.

- В принципе, торговая марка «Тольяттинского Трансформатора» уже успела зарекомендовать себя. Но для успешной работы в условиях жесткой конкуренции одного развития производства может оказаться недостаточно. Необходимо постоянно совершенствовать маркетинговую политику.

- Какое-то время мы умышленно не выставляли свои достижения на широкую публику, хотя за последние 3 года на предприятии достаточно много сделано. Но в сентябре этого года у нас пройдет серьезное мероприятие. Это будет конференция, где мы покажем, чего сумели достичь за 3 года. Она проводится в первую очередь для наших контрагентов — покупателей, поставщиков материалов и оборудования и т.д. Фактически на 1-2 дня предприятие станет открытым для посещений. Мы проведем наших гостей по предприятию, покажем нашу материально-техническую базу. Потом уже в зале непосредственно на конференции мы обсудим наши возможности и потребности и обозначим те планы, которые у нас имеются на ближайшие 2-3 года. У людей будет возможность понять, насколько колоссальная работа была проделана коллективом предприятия за последние годы и что из себя представляет «Тольяттинский трансформатор» в настоящий момент.