22 сентября в Актюбинске в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева было подписано стратегическое соглашение о сотрудничестве АВТОВАЗа с казахстанским заводом «АЗИЯ АВТО». Фактически это открывает «Ладе» дорогу на растущий рынок одного из крупнейших государств СНГ. Таким образом, сентябрь для АВТОВАЗа отмечен важным стратегическим решением в сфере расширения производства.
Планы превышают возможностиАВТОВАЗ уже давно испытывает острую нехватку производственных мощностей, ведь изначально он создавался для производства 600 тыс. автомобилей в год. В этом году завод планирует изготовить миллион автомобилей и автокомплектов, но и на этой цифре не намерен останавливаться: растущий российский рынок формирует стабильный спрос на вазовскую продукцию. Бизнес-план, который сейчас разрабатывается совместно с Renault, предполагает выход на ежегодный объем производства 1,2 млн. автомобилей к 2012 г., а впоследствии и выпуск 1,5 млн. машин в год. Модельный ряд тоже начал приобретать конкретные очертания: внеочередное собрание акционеров предприятия, состоявшееся 5 сентября 2008 г., одобрило приобретение лицензий на производство двух вариантов силовых агрегатов, а также производство, сборку и дистрибуцию автомобилей RF90 и платформы ВО. Напомним, что в случае с RF90 речь идет о 5-7-местном универсале, а платформа ВО — это платформа В-класса, которая послужит основой для совместной универсальной платформы, разработанной АВТОВАЗом и Renault: на ее базе будет строиться новый модельный ряд LADA. Расширение границТем не менее глобальные проекты альянса АВТОВАЗа и Renault не могут быть осуществлены только лишь на тольяттинской площадке: конвейерные линии здесь заполнены до предела. Поэтому вполне логично, что АВТОВАЗ рассматривает различные возможности по сборке своих моделей как на территории России, так и за ее пределами. | | Интерес к «АЗИЯ АВТО» возник неслучайно: завод уже пять лет собирает из автокомплектов автомобили LADA 4x4, а с недавних пор и автомобили LADA SAMARA 21099. Мощности современного предприятия позволяют уже на данном этапе производить 45 тыс. автомобилей ежегодно, а при определенных инвестиционных вложениях — и гораздо больше. Сейчас в сборочных цехах «АЗИЯ АВТО» с «Ладами» соседствуют и автомобили других марок, но в целом при мощностях, рассчитанных на выпуск 45 тыс. машин в год, «АЗИЯ АВТО» производит чуть более 4 тыс. Поэтому для амбициозных планов гиганта, остро нуждающегося в мощностях, свободные линии и оборудование современного завода в Усть-Каменогорске — реальный ресурс для расширения производства. Не возникнет проблем и с гарантийным и послегарантийным обслуживанием: сервисно-сбытовая сеть АВТОВАЗа охватывает всю территорию Казахстана. Курс на АзиюТрехстороннее соглашение о сотрудничестве между ОАО «АВТОВАЗ», АО «АЗИЯ АВТО» и Евразийским банком развития было подписано 22 сентября в г. Актюбинске в рамках форума приграничных регионов. Соглашение рассчитано на 10 лет и предусматривает долгосрочное партнерство в целях организации сборки и сбыта автомобилей LADA. При этом АВТОВАЗ приобретет пакет акций АО «АЗИЯ АВТО» в размере 25% + 1 акция за счет дополнительной эмиссии. Также АВТОВАЗ на протяжении срока действия соглашения предоставит АО «АЗИЯ АВТО» исключительное право на сборку автомобилей LADA объемом до 120 тыс. штук в год и сбыт продукции на территории Республики Казахстан. | | Дистрибуция автомобилей в регионы РФ и другие страны будет регулироваться отдельно заключенными с ОАО «АВТОВАЗ» соглашениями. Вопросы технического обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта произведенных в Казахстане автомобилей LADA будут находиться в зоне ответственности «АЗИЯ АВТО». Аналитики единодушны во мнении, что покупка «АЗИЯ АВТО» позитивна для АВТОВАЗа: завод обеспечит АВТОВАЗ дополнительными мощностями и укрепит позиции концерна на казахстанском рынке. Сегодня парк автомобилей LADA составляет в Казахстане более 820 тыс. штук — это почти половина всего автопарка республики. Рынок Казахстана, наряду с Украиной, является одним из наиболее емких и развивающихся на территории СНГ. Последние пять лет он сохраняет высокую динамику развития: ежегодный рост составляет около 50%. Для Восточно-Казахстанской обл. дальнейшее развитие современного автосборочного предприятия, техническая оснащенность которого удивляет даже западных партнеров, имеет огромное социальное и экономическое значение. Усть-Каменогорск, где расположен завод «АЗИЯ АВТО», является эпицентром промышленных предприятий области, и эти предприятия смогут стать поставщиками комплектующих как для «Нивы» и LADA SAMARA 21099, так и для других моделей альянса АВТОВАЗ-Renault-Nissan. Восточно-Казахстанская обл. сосредоточила в себе такие мощные отрасли, как металлургия, изготовление кабельной продукции, кожевенное производство и мн. др. Увеличение объемов производства автомобилей в Казахстане станет своего рода «омолаживающей вакциной» для авторынка республики, который наводняют подержанные автомобили старше семи лет. Сейчас их продажи почти в девять раз превышают продажи новых автомобилей. При условии выполнения всех параметров нового проекта АВТОВАЗа с «АЗИЯ АВТО», а именно -расширения сборочных мощностей до 120 тыс. автомобилей в год, а также в перспективе запуска штамповки, сварочного и окрасочного производств, обновление автопарка республики и продвижение бренда LADA в Казахстане становится более чем осязаемой перспективой. |