Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (254) | 20 октября 2008г.
 

Круговая композиция

Коммунальная сфера Самары замкнулась на структурах Волгопромгаза

Анна Пенкина

14 октября руководство созданного администрацией г. о. Самары МП «Единый расчетно-кассовый центр» (ЕРКЦ) объявило о начале процесса акционирования предприятия. В ближайшее время данный вопрос будет поставлен на голосование в городской думе. По неофициальной информации, голосование будет лишь технической процедурой, т.к. все договоренности по вопросу акционирования МП уже давно достигнуты. Процесс акционирования предполагается завершить не позже января 2009 г. В результате ОАО «Волгопромгаз» может получить полный контроль над жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) Самары.

Платежи

Процесс передачи самарской коммуналки под контроль Волгопромгаза (ВПГ) глава г. о. Самара Виктор Тархов начал с назначения на должность департамента городского хозяйства, ЖКХ и экологии бывшего главы Советского р-на Сергея Рудакова (на фото). Ранее он возглавлял ЗАО «Волгопромхим» — управляющую компанию предприятий нефтехимии Самарской обл., контролируемых ВПГ. На место Рубаковав Советский р-н перешел другой выходец из ВПГ — Александр Адамов, а бывший руководитель городского ЖКХ Владимир Василенко возглавил подконтрольное ВПГ предприятие ОАО «Самарские тепловые сети».

С этих кадровых назначений фактически начался передел сфер влияния в городском ЖКХ. Для начала из другого подконтрольного ВПГ предприятия — ЗАО «Предприятие тепловых сетей» (ПТС) — была выделена управляющая компания «ПТС-сервис». Согласно федеральному закону о реформировании ЖКХ до 1 мая 2008 г. для всех домов, в которых не созданы ТСЖ и ЖСК (а их в Самаре было менее 10%), должна путем открытого муниципального конкурса быть выбрана управляющая компания (УК). Большинство лотов на конкурсах, проводимых с сентября 2007 г. по апрель 2008 г., выиграло ЗАО «ПТС-сервис», получившее в результате около 70% рынка коммунальных услуг. Для того чтобы минимизировать сферу влияния других УК, занявших остальные 30% рынка ЖКХ, был создан МП ЕРКЦ, через который стали проходить все платежи населения и субсидии. Деньги за оплату электричества, газа, воды и т.д. ЕРКЦ передает поставщикам соответствующих услуг. Оставшуюся по двух позициям (обслуживанию жилого фонда и текущий ремонт) сумму возвращает УК, а себе оставляет 4% от суммы всех платежей. По Самаре общая сумма платежей составляет около 5 млрд. р. в год.

Согласно федеральному законодательству УК, обслуживающие жилой фонд, обязаны получать все расчетные деньги населения. Таким образом, само существование ЕРКЦ противоречит закону. Опыт других регионов страны показывает, что подобные расчетные центры были ликвидированы решениями судов, иски в которые подавали УК.

В Самаре нет действительно независимых УК, способных пойти на открытое противостояние с мэрией, т.к. большинство из них было создано на базе тех же муниципальных ПЖРТ. По словам директора МП «ЕРКЦ» Николая Левковицкого, из тех 4%, которые ЕРКЦ берет себе в качестве платы за работу, 1,6% идет банкам в качестве комиссии. ЕРКЦ, помимо Сбербанка, сотрудничает с региональными банками (Газбанк, Первый объединенный банк, «Солидарность», Самарский ипотечно-земельный банк, Волжский социальный банк) и филиалами иногородних кредитных учреждений (Еврофинанс Моснарбанк, Транскредитбанк). Но согласно договору с Газбанком его кассы открыты во всех 30 офисах ЕРКЦ. Поэтому большая часть платежей приходится на долю этого кредитного учреждения. Его акционерами является группа физических лиц, имеющих отношение к ВПГ, в том числе создатели холдинга Владимир Аветисян, вице-спикер СГД Олег Дьяченко и министр управления финансами Самарской обл. Павел Иванов.

Жилфонд

Соединение исполнительной и контролирующей функций в этой схеме позволило полностью взять под контроль городское ЖКХ. Во-первых, муниципальный жилой фонд города передавался УК без акта приемки-передачи, в котором были бы зафиксированы обязательства УК по текущему ремонту зданий, полученные «в наследство» от департамента городского хозяйства, т. е. не была произведена процедура правопреемства. В результате ремонтные «долги» оказались департаментом юридически сброшены в никуда. А УК, которые так и не стали правопреемницами департамента, могут не считать себя обязанными проводить ремонт.

Тем более что данное право не закреплено соответствующими актами мэрии в плане включения соответствующих строк в расходную часть бюджета. Во-вторых, согласно общепринятой по стране процедуре перед передачей муниципального жилого фонда УК город должен был разработать типовой проект договора собственников с УК, где прежде всего защищаются интересы населения. В Самаре же сложилась парадоксальная ситуация — проект договора разработало ЗАО «ПТС-сервис», а мэрия его только утвердила в качестве типового.

По словам председателя рабочей группы по реформированию ЖКХ при правительстве Самарской обл. Виктора Часовских, данный договор нарушает права собственников. В договорах нет юридического и фактического адреса УК, не определена цена обслуживания 1 кв. м, не расшифрован тариф, не прописан перечень платных услуг, нет общественного контроля со стороны собственников за расходованием этих средств. Во многих регионах проект типового договора был утвержден на уровне регионального законодательного акта. Часовских выходил с этой инициативой в СГД, но коммунальное лобби не позволило дать ход этой инициативе.

Отходы

Сейчас ВПГ постепенно входит в тему вывоза мусора, пока единственную неподконтрольную мэрии сферу коммунального хозяйства. Вывозом ТБО в городе занимается Спецавтохозяйство, переданное бывшим главой Самары Георгием Лиманским Эдуарду Шматкову, а утилизацией — подконтрольное облправительству ГУП «Экология». Чтобы вывести бывших монополистов с рынка, Тархов ввел новые тарифы на вывоз и утилизацию ТБО, разорительные для этих организаций. Параллельно с этим мэрия и ЗАО «ПТС-сервис» создавало свои альтернативные структуры, призванные захватить «мусорный» рынок города. А чтобы окончательно закольцевать отрасль ТБО, ВПГ приняло решение о строительстве мусороперерабатывающего завода. УК заключили договоры сроком на три года. Даже если все собственники жилья, недовольные их работой, вдруг организуются и откажутся от услуг УК, создав свои ТСЖ, то, согласно закону, приступить к работе они смогут не ранее чем через год после разрыва договоров. Данная схема позволит структурам, захватившим коммунальную сферу Самары, спокойно работать по своим правилам до окончания всего избирательного срока Виктора Тархова.