Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (256) | 5 ноября 2008г.
 

Геннадий Таранов:

Комплекс принимаемых мер позволит разгрузить город

Михаил Куракин

23 октября департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. Тольятти провел аукцион по проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог г. Тольятти. В будущем строительство этих объектов позволит существенно разгрузить город, перенаправив автомобильные потоки. Однако эксперты рынка отмечают: для того чтобы сделать это в полном объеме, городу необходима новая дорога между Автозаводским и Центральным р-нами. О ходе реализации этих и ряда других проектов в интервью «Хронографу» рассказал руководитель вышеуказанного департамента Геннадий ТАРАНОВ.

- Геннадий Федорович, вы не так давно стали руководителем департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи. На какие проблемы в первую очередь вы обратили внимание, в частности по дорожной отрасли?

- Мне не хотелось бы критиковать тех, кто был до меня. Поэтому давайте поговорим о том, что сделано за время моего нахождения в должности. 6 октября т.г. у нас произошло важное событие: был создан технический совет при нашем департаменте. В него вошли специалисты наших самых крупных организаций, работающих в отрасли дорожного строительства, и представители центральной строительной лаборатории г. Тольятти. Люди грамотные и авторитетные в этой отрасли, они призваны подсказывать и направлять нас, акцентировать наше внимание на том, что мы можем упустить. Основные задачи техсовета -решение спорных вопросов, которые касаются согласований тех или иных технологий. Например, нам было рекомендовано вернуться к вопросу ремонта трещин. Казалось бы, не самый важный вопрос, но в деле ремонта дорожного полотна нет мелочей. В последние годы на это почти не обращали внимание.

- Наличие техсовета может снизить коррупционную составляющую в этой сфере?

- Конечно. Потому что в данном случае не департамент что-то придумывает и навязывает, а это идет непосредственно из самой отрасли. Специалисты техсовета отлично знают, где и что применяется и какие в этом плюсы и минусы. Это позволяет не только бороться с коррупцией, но и избегать заведомо ошибочных решений.

- Сколько средств закладывается на ремонт дорог в городской бюджет на 2009 г.?

- Сейчас проходят постоянные консультации, и нам приходится где-то урезать объемы. Именно режем, не добавляем. Приняли суммы на уровне прошлого года с учетом коэффициента инфляции. Поэтому существенного роста финансирования здесь нет, на самом деле. Наоборот, если мы учитываем реальное повышение цен, получается, что средств на следующий год закладывается даже меньше, чем в 2008 г. Подорожала нефть и нефтепродукты, а это существенная составная часть асфальта. Рост составил порядка 30%, а финансирование поднимается не более чем на 8%.

- Известно, что сейчас специалистами администрации Анатолия Пушкова разрабатывается обновленная концепция развития и реконструкции дорожно-транспортной сети г. Тольятти. Чем она отличается от тех, которые озвучивались при прежних руководителях города? В чем ее новизна?

- Реконструкция действующей сети даст возможность впервые в Тольятти создать кольцевую транспортную сеть. Эффективность данной работы доказана Москвой. Кольцо «Зеленая зона — ул. Комзина — ул. Родины — ул. Лесная — Автозаводское шоссе — Южное шоссе — ул. Юбилейная — ул. Спортивная — Зеленая зона» могло бы явиться первым шагом в использовании новой концепции для организации транспортных потоков в Тольятти. Создается оптимальный вариант сообщения между всеми тремя районами -выход в Комсомольский р-н возможен с двух точек данного кольца от улицы Комзина и от улицы Баныкина, другого варианта на сегодня нет. Более того — перспектива дальнейшего развития транспортной сети. Например, создание «большого кольца» с захватом дороги на Хрящевку, Обводной дороги, ул. Коммунальной, ул. Северной. Несколько лет назад областная администрация всерьез обсуждала вариант строительства моста через Волгу в районе Ягодного. Этот проект может не только разгрузить М5 в районе Жигулевской ГЭС, но и вывести Тольятти из транспортного тупика, сделать его ближе к Москве на 150 км.

- Одним из актуальных сегодня вопросов является реконструкция лесной дороги вдоль побережья от Автозаводского р-на до Комсомольского р-на. Этот проект имеет как союзников, так и противников. На какой стадии он сейчас находится и сколько средств на это потребуется?

- Если бы мы начали сегодня, то смогли бы уложиться примерно в 700 млн. р. Но, естественно, начать сегодня невозможно. Согласно подпрограмме «Дороги местного значения» планируется заложить на реконструкцию порядка 900 млн. р. Однако пока в первую очередь перед нами стоит задача решения имущественных вопросов с собственниками различных объектов на пути строительных работ. Первоначальная конфигурация трассы была проложена таким образом, что на ее пути были объекты 18 собственников. Мы начали проводить переговоры и поняли, что позиция собственников достаточно бескомпромиссная. Поэтому нам пришлось внести корректировки в землеотвод под автодорогой, тем самым избежать претензии 10 собственников. Но избежать всех мы не можем. Пока идет процесс переговоров. В любом случае для того чтобы приступить к строительству, нам предстоит выполнить требования санитарных норм и правовых актов. Некоторые пытаются спекулировать на том, что территориально, согласно схеме функционального зонирования, дорога проходит по рекреационным зонам. Т.е. расширение дороги увеличит трафик, а соответственно, и выбросы в атмосферу в зоне профилакториев и санаториев. Это не так. Надо помнить, что лесопарковое шоссе находится в черте города и в данном случае должны применяться нормативы (в том числе и санитарные), действующие в муниципальных образованиях. Расширение дороги позволит ускорить прохождение автомобилей и устранить пробки. Это как раз может привести к понижению выбросов в рамках городского округа. По крайней мере, не к увеличению. Что касается шума, то я бы тоже не стал преувеличивать эту проблему. Мы предусматриваем строительство противошумовых экранов как дополнительное мероприятие по снижению шума. Кроме того, согласно проекту должны появиться пешеходные переходы, велодорожки и тротуары. Ну и, конечно, все нормы, на которые ссылаются противники строительства дороги через лес, будут выполнены. В противном случае даже проект не пройдет экспертизу.

- Много еще таких проблемных участков?

- К сожалению, проблем хватает. Если говорить о дороге, соединяющей Ленинский проспект, выход на Центральный р-н в сторону ул. Комсомольской — ул. Баныкина, здесь тоже проводились переговоры с лесным хозяйством. Понимание необходимости строительства линейных объектов есть. Сейчас предлагается построить дорогу в эстакаде, чтобы ливневые стоки не попадали в места водозаборных скважин.

- Строительство стоит гораздо дороже, нежели реконструкция.

- Да, это так. Можно сравнить. Если реконструкция лесной дороги через зону отдыха, как я уже говорил, оценивается примерно в 900 млн. р., то строительство такой дороги вновь обошлось бы примерно в 1,5 раза дороже. Однако уровень автомобилизации в любом случае будет повышаться, поэтому через два года мы столкнемся с абсолютно иной ситуацией. И несмотря на все готовящиеся развязки, для города нет другого выбора, как строить еще одну дорогу. Именно поэтому, несмотря на то что строительство стоит гораздо дороже, нам от него никуда не уйти. Нужно строить хорошую дорогу, транзитную, соединяющую районы города. Раньше эту роль выполняло Южное шоссе, пока не было активного строительства новых кварталов, не начались работы по застройке «треугольника». Строительство новой дороги позволит поднять экономику и транспортных предприятий, позволит более оперативно действовать специальному автотранспорту.

- Где планируется строительство этой дороги?

- Я думаю, что ее строительство должно быть по существующей просеке. Это от Ленинского пр-та с выходом на ул. Комсомольскую. Дорога, на мой взгляд, должна быть шестиполосной, в эстакаде, как минимум на протяжении 4-х км, и на спуске к Центральному р-ну необходимо организовать развязки для распределения потоков с ул. Лесной и выхода на ул. Баныкина и еще один прямой выход на ул. Мира. Нужно сделать хорошую магистраль, которая позволит связать два района. Что касается финансирования, то необходимо будет привлекать средства из вышестоящих бюджетов. Уже были проведены переговоры с Министерством транспорта Самарской обл. Оно нас поддерживает. Нам нужно сейчас сформировать свое видение, первоочередные задачи.

- Другой амбициозный проект, который озвучивался ранее: строительство многоуровневой развязки на Южном шоссе. Что уже сделано и когда появится сама развязка?

- Нужно понимать, что в один день ничего не делается. Особенно такие проекты. Мы все живем сегодня в тех условиях, которые были созданы до нас. Если мы говорим о развязке Южное и Обводное шоссе, по ней было принято решение о том, что продолжать работу в этом году нельзя. Дело в том, что тот контракт, который был заключен, имеет некоторые нарушения и оплачивать его выполнение невозможно. Но т.к. этот контракт был передан мне на исполнение, я и был инициатором приостановки работ. Сейчас мною написаны письма о расторжении этого контракта, возврате денег (около 51 млн. р.) в область. По этому поводу было совещание в Министерстве транспорта, в ходе которого я изложил позицию города. Со своей стороны я попросил, чтобы город не потерял денег, которые были выделены на строительство этой развязки. Поэтому строить в этом году не было возможности по объективным причинам. Со следующего года общее финансирование и все аукционы по этой развязке будет проводить областное Министерство транспорта. Предположительно, объект будет сдан в эксплуатацию уже до конца 2010 г.

В наши планы входит строительство еще одной развязки. Это будет продолжение Южного, Хрящевского и Автозаводского шоссе. Строительство будет осуществляться при софинансировании с областью. Аукцион на проектирование у нас уже состоялся, выиграла его компания «Автозаводстрой». В настоящее время они приступают к проектированию, которое должно быть закончено к концу следующего года.

Также состоялись аукционы по корректировке проекта автодороги Н-21 по ул. 40 лет Победы вдоль 17 и 21 кварталов; проектированию реконструкции Южного шоссе с заменой кольцевых развязок на прямые участки; проектированию ул. Лесной на участке от ул. 50 лет Октября до ул. Комсомольской; проектированию дублера Автозаводского шоссе от ул. 50 лет Октября до Южного шоссе; проектированию автомагистрали Н-2 как дублера Южного шоссе, вдоль 20 и 21 кварталов; проектированию многоуровневой развязки на пересечении многоуровневой развязки на пересечении Южного, Автозаводского и Хрящевского шоссе. Весь комплекс предпринимаемых мер, а это только лишь его часть, позволит значительно увеличить пропускную способность дорог, а значит, разгрузить город.

Для нас очень важно, что во всех наших начинаниях мы находим полную поддержку и понимание со стороны областного правительства и в частности руководства Министерства транспорта. Сегодня область готова вкладывать в развитие транспортной инфраструктуры серьезные средства. Наша задача — суметь организовать четкую работу по реализации поставленных целей.