Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (258) | 17 ноября 2008г.
 

Отлетались

Авиакомпания «Самара» уволит 700 сотрудников

Денис Федоров

13 ноября стало известно, что до июля 2009 г. ОАО «Авиакомпания «Самара» сократит штат почти на 80%. С августа 2008 г. сотрудники авиакомпании не получают зарплату, долг по ней составляет более 20 млн. р. Эксперты уверены, что в результате компании придется начать процедуру банкротства. Внешним управляющим, скорее всего, будет назначена УК «Покровские ворота». Однако пока формируется новый авиаперевозчик ОАО «Авиалинии России», зарегистрированный как юрлицо 11 ноября, судьба АК «Самара» остается неясной.

Как рассказал корреспонденту «Хронографа» председатель профсоюза работников ОАО «Авиакомпании «Самара» Михаил Халеппо, более 300 сотрудников компании получили уведомления об увольнении. Предполагается, что к июлю 2009 г. будут сокращено около 700 работников ОАО «Авиакомпания «Самара». Учитывая, что к настоящему времени весь штат авиакомпании насчитывает порядка 900 человек, сокращения затронут примерно 78% персонала. Задолженность по заработной плате сотрудникам составляет более 20 млн. р. Причем задержки начались уже с августа 2008 г. По словам Халеппо, все инициативы профсоюза по сохранению одной из самых крупных региональных авиакомпаний в России ни к чему не привели. Письмо, направленное в сентябре президенту РФ Дмитрию Медведеву и в министерство транспорта, так и осталось без ответа. Единственный выход из кризисной ситуации, по мнению Михаила Халеппо, обращаться в трудовую инспекцию и в транспортную прокуратуру, требуя обеспечить законность при увольнении сотрудников.

Помимо АК «Самара», с проблемами столкнулись и сотрудники других компаний альянса «Эйр-Юнион». 10 ноября сотрудники красноярского офиса ООО «Эйр-Юнион» обратились к президенту с просьбой решить вопросы трудового коллектива и вопросы авиации в регионе. В письме утверждается, что сроки по выплате задолженности, озвученные председателем совета директоров Внуковского аэропорта, гендиректором АК «Авиалинии России» Виталием Ванцевым, возглавившим работу антикризисного штаба, оказались «очередной ложью». «Трудовая инспекция советует обратиться в суд и там отстаивать свои права, а правительственная комиссия открыто дала понять, что денег на погашение задолженности нет, но тем, кто уволится с предприятия по собственному желанию, в течение двух недель деньги выплатят», — говорится в обращении.

Сотрудники также видят проблему в том, что «в чьих-то интересах затягивается ввод расписания и открытие продажи на рейсы под кодом «Атлант-Союза» на маршрутную сеть, ранее эксплуатируемую авиакомпаниями «Красноярские авиалинии», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа».

В пресс-службе «Атлант-Союза» сообщили, что пока зимнее расписание находится на стадии разработки, а маршрутная сеть авиакомпании «Самара» еще не распределена.

По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Исаева, «никакого намеренного затягивания нет». «Процесс перерегистрации и ввода в действие нового расписания требует много согласований и занимает определенное количество времени, -говорит Исаев, — так что нет нужды переживать по этому поводу. Главное, что рейсы выполняются и пассажиры имеют возможность улететь туда, куда им нужно».

По мнению экспертов, в ближайшее время в отношении авиакомпании «Самара» будет введена процедура банкротства, а внешним управляющим будет назначена управляющая компания (УК) «Покровские ворота», которая на 100% принадлежит департаменту имущества правительства Москвы и создана специально для управления проблемными активами с долей города.

К банкротству АК «Самара» также приблизил и недавний технический дефолт AiRUnion. ООО «ЭйрЮнион» не расплатилось по 12-му купону своего облигационного займа. Платежным агентом по выпуску облигаций выступал Росбанк. Размещение облигаций, имеющих 16 квартальных купонов, было проведено 15 ноября 2005 г. Объем четырехлетнего выпуска составляет 1,5 млрд. р.

По мнению аналитиков, после того как АК «Самара» фактически передана в новую компанию, ей дефолт не грозит, т.к. облигации выпускал сам альянс. А альянс находится в процессе ликвидации, поэтому его обязательства по облигациям или могут быть переданы новой структуре для их обмена на облигации новой компании или же будут выкупаться государством, но уже после официального объявления о банкротстве компании. После фактической ликвидации АК «Самара» остатки активов компании будут внесены в новую компанию «Авиалинии России».

Ранее в пресс-службе авиакомпании «Атлант-Союз» сообщали, что компания частично готова взять на себя долг AirUnion. «Первоочередными задачами, стоящими перед авиакомпанией «Атлант-Союз», является погашение задолженности по заработным платам сотрудников альянса и поддержание регулярности перевозок», заявляли в руководстве «Атлант-Союза». Но результатов, по мнению профсоюза «Самары», это не принесло. Ранее Роcтехнологии и столичные власти говорили, что возьмут на себя расчеты с кредиторами AirUnion. Однако позднее они отказались от этого намерения.

Вскоре авиакомпания «Самара» должна быть включена в создающийся холдинг «Авиалинии России». 11 ноября она была зарегистрирована как юридическое лицо. Новый национальный авиаперевозчик «Авиалинии России» создается на базе активов альянса AirUnion, ГТК «Россия», авиакомпаний «Атлант-Союз», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-авиа».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Авиакомпания «Самара»- с 2005 г. входила в альянс AirUnion («Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Сибавиатранс», «Омскавиа»). По объему перевозок за 2007 г. (3,6 млн. человек) альянс AirUnuion занимал третье место среди российских авиакомпаний. По итогам 1 квартала 2008 г. услугами авиакомпаний-партнеров AirUnuion воспользовались 591542 человека. А/к «Самара» владеет собственным парком самолетов: Ту-134А, Ту-154Б, Ту-154М, Як-42Д, Як-40 и Ил-76ТД. В 2007 г. выручка компании составила 2,2 млн. р., убыток — 59 млн. р., в 1 квартале 2008 г. выручка — 436 млн. р., убыток — 47 млн. р.