Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (259) | 24 ноября 2008г.
 

Пиар на теме бюджета

Самарские депутаты не пошли на компромисс с Виктором Тарховым

Алеся Чурсаева

20 ноября депутаты Думы г. о. Самара (ДГОС) отклонили проект бюджета на 2009 г. Проект подавался как социально ориентированный, в котором 73% расходов запланированы на отрасль ЖКХ, образование и здравоохранение. Для депутатов одним из препятствий принятия главного финансового документа стали разногласия по вопросу финансирования ЖКХ на сумму более 1,5 млрд. р., а также непредоставление мэрией документов, уточняющих расходные цифры по остальным отраслям. Подобные разногласия возникали и в предыдущие три года, однако ранее проект бюджета принимался в первом чтении, а вопросами разногласий занималась специальная комиссия.

Намерения депутатов ДГОС отклонить принятие проекта бюджета в первом чтении стали просматриваться еще 18 ноября, на заседании комитета по бюджету и налогам. Депутатов не устроил доклад руководителя департамента финансов Дмитрия Войнича (на фото), согласно которому для покрытия дефицита бюджета в т. г. требуется привлечь 600 млн.р. банковских кредитов. В 2009 г. на эти цели городские власти планируют привлечь 1,267 млрд. р. Председатель контрольно-счетной палаты при ДГОС Зиляра Гатиятулина представленные цифры прокомментировала следующим образом: «Такие заимствования излишни, поскольку исполнение бюджета может обойтись без них». Более того, Гатиятулина заявила, что около 300 млн. р. администрацией города было использовано не по назначению. В итоге председатель профильного комитета ДГОС Михаил Куцев предложил приостановить работу по обсуждению бюджета.

20 ноября перед пленарным заседанием проект бюджета обсуждался на профильном комитете думы, где депутатское большинство также рекомендовало не принимать бюджет.

На пленаром заседании присутствовали все первые лица мэрии, включая главу г.о. Самара Виктора Тархова. Тархов лично представил доклад о проекте бюджета. В ходе обсуждения принятия бюджета мэр трижды выступал в защиту проекта бюджета. При этом неоднократно ссылался на кризис.

На претензии со стороны депутатов, что им не были представлены документы о разногласиях в цифрах, Тархов пояснил: «Я гарантированно заявляю, что разногласий в департаментах управления и комитетов администрации нет с 15 ноября. Нам пришлось собрать всех и объяснить, что все мы пока живем летом 2008 г. У нас до сих пор идут философские рассуждения на счет кризиса. К моему глубокому сожалению, кризис уже наступил». По поводу спорных вопросов отрасли ЖКХ Тархов пояснил, что их разрешение — функция согласительной комиссии. При этом глава города подчеркнул: «Судя по данным, которые были названы, согласительная комиссия максимум за 9 дней утрясет все спорные вопросы. У нас с вами нет принципиальных разногласий». Однако депутаты не пошли на уступку мэрии. «В соответствии с Бюджетным кодексом отклонения в первом чтении в течение трех дней отправляются на доработку в администрацию, которая дорабатывает его в течение 5 дней и повторно выносит его на рассмотрение думы, — пояснил юрист ДГОС Андрей Борисов. — Дума в свою очередь обязана его рассмотреть в течение 10 дней со дня внесения. Во втором чтении он рассматривается в течение 20 дней после рассмотрения в первом чтении». Отклонение бюджета в первом чтении председатель думы Виталий Ильин объяснил тем, что предложенный документ «явно сырой». При этом, по его словам, администрация имела как минимум полторы недели на то, чтобы в предложенном проекте были учтены замечания депутатов. По словам Ильина, администрация посчитала для себя удобным вариантом переложить ответственность на согласительную комиссию, тем самым часть своих полномочий возложить на депутатов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Татьяна БРАТЧИКОВА, вице-спикер ДГОС

- В этом решении есть какая-то политическая составляющая. Какая именно, я не знаю. Предполагаю, что здесь есть политическая составляющая, касающаяся главы города. Кем она инициируется и почему, я сказать не могу. Также надо учитывать, что политическая составляющая всегда связана с какими-либо выборами. В предыдущие три года таких проблем не было. Бюджет принимался в первом чтении, потом над ним работала согласительная комиссия. Да, мы на согласительной комиссии и ругались, и дверями хлопали. Но при принятии в первом чтении вообще не было предпосылок к тому, что происходит сейчас.

Михаил МАТВЕЕВ, депутат Самарской губернской думы

- Налицо предвыборный депутатский пиар. С этого события фактически знаменуется начало предвыборной кампании действующих депутатов. Им необходимо нарабатывать перед общественным мнением образ депутатов, которые отстаивают народные интересы. Не исключаю вариант, что это могло произойти из-за каких-то скрытых интересов по согласованию с самим Тарховым. Если бы гордума реально хотела отстаивать интересы населения при формировании бюджета, она бы не стала отказываться от предыдущих гигантских наработок в этом вопросе. В том числе положения 14.2, которое позволяло адресно контролировать расход бюджета в сфере ЖКХ.