Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (268) | 9 февраля 2009г.
 

Фальстарт

АВТОВАЗ остановил перепроизводство

Сейдамет Абреков

5 февраля был остановлен главный сборочный конвейер ОАО «АВТОВАЗ». Причина — отсутствие комплектующих. Производители комплектующих якобы больше не хотят поставлять их на АВТОВАЗ без соответствующих денежных выплат. По прогнозам экспертов, работа конвейера АВТОВАЗа возобновится в лучшем случае через неделю.

После более чем месячного отпуска АВТОВАЗ начал работу 2 февраля. О причинах остановки конвейера на запрос «Хронографа» пресс-секретарь президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса Алешина Наталья Сидорук отвечать не стала. По информации ветерана АВТОВАЗа Юрия Целикова, одна нитка главного конвейера простаивала уже с 4 февраля. «Простаивал и конвейер по сборке Kalina, также остановился конвейер в 62-м корпусе по сборке Lada 4x4», — рассказал он. Причиной остановки стало отсутствие комплектующих. «Не хватает стартеров (поставщик ОАО «Завод им. Тарасова» г. Самара), расширительных бачков для охлаждающей жидкости (ОАО «Пластик» г. Сызрань) и определенного объема резинотехнических изделий (ЗАО «Резинотехника» г. Балаково)», — отметил Целиков.

По информации источников «Хронографа», остановка конвейера, его первой нитки (сборка «классики»), случилась уже 3 февраля, т.е. на следующий день после начала работы. В этот же день было остановлено производство Lada 4x4. 4 февраля остановилась Lada Kalina. 5 февраля — Samara и Priora (2 и 3 нитки конвейера). По мнению члена совета директоров ОАО «ТЗТО» (поставщика АВТОВАЗа) Николая Ляченкова, на восстановление работы конвейера АВТОВАЗа может уйти не менее недели. Стоит предположить, что ситуация с нехваткой комплектующих была известна заранее, т.к. в связи с большим количеством непроданных автомобилей острой необходимости запускать конвейер не было. При этом нелишним будет отметить, что старшим вице-президентом ОАО «АВТОВАЗ» по закупкам является представитель Renault Кристиан Мюллер. Он отвечает за обеспечение комплектующими всех конвейеров ВАЗа вместе с директором по стратегии закупок Флорансом Аленом.

И у некурящих теперь бывают затяжные перекуры
И у некурящих теперь бывают затяжные перекуры

Однако существует политический тренд, продвигаемый партией «Единая Россия» (ЕР), согласно которому любой ценой необходимо было сохранить работу конвейера хотя бы до 1 марта. «Можно было организовать работу в одну смену по четыре часа. Но Борис Алешин принял решение работать по шесть часов четыре дня в неделю в две смены. Этот вариант самый невыгодный для экономики завода, но стратегически правильный: он позволяет уйти от сокращения персонала», — заявил старший вице-президент по производству ОАО «АВТОВАЗ» Виталий Вильчик в интервью тольяттинский муниципальной газете. Однако эти высказывания партийного руководителя идут вразрез со словами Бориса Алешина. «Мы могли остановить конвейер еще в октябре, ноябре или декабре. Но я все же посчитал, что из экономических соображений, из-за предполагаемой девальвации этого делать не стоит», — пояснил Алешин в интервью передаче «Обозреватель» КТиП ОАО «АВТОВАЗ».

Стоит напомнить, что в условиях финансового кризиса, снизившихся продаж и как следствие недостаточных оборотных средств АВТОВАЗ перешел на внеденежную форму расчета. Она подразумевает оплату 30% от поставки деньгами в течение 60 дней, на остальные 70% поставщик получал вексель со сроком погашения 6 месяцев.

Как отмечают наблюдатели, знакомые с ситуацией, якобы вексель выписывается на сумму не менее чем 5 млн. р. Что весьма неудобно для тех поставщиков, которые производят небольшие поставки. Кроме того, из 30%, которые поставщик получает деньгами, 18% уходят на оплату НДС. Т.е. всего 12% поставщик может получить живыми деньгами. Есть предпосылки, что ситуация может привести к тому, что уже к началу апреля собственных денег на расчет с поставщиками у АВТОВАЗа не будет вообще.

Таким образом, поставщики Волжского автозавода могут оказаться в предбанкротном состоянии, что в итоге может привести к переделу рынка поставщиков АВТОВАЗа. Эти предприятия в конечном итоге могут перейти под контроль ОАО «Объединенные автомобильные технологии».

На данный момент на складах автозавода, по словам президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса Алешина, скопилось около 115 тыс. непроданных автомобилей. По сообщению компании за январь, АВТОВАЗ продал 29,1 тыс. автомобилей, что на 17,5 тыс. меньше аналогичного показателя предыдущего года. По прогнозам, в феврале Волжский автозавод должен реализовать около 32 тыс. автомобилей. По оценкам экспертов, эта цифра оптимистична. Поставки автомобилей Lada за рубеж в январе 2009 г. не осуществлялись. При этом в целях дополнительного стимулирования спроса на прошлогодние автомобили Lada было принято решение о повышении отпускных цен, действующих с 26 января 2009 г., только на автомобили Lada с VIN кодом 2009 г. Однако, как отмечают наблюдатели, на складах осталось весьма немного автомобилей с VIN кодом 2008 г., т.к. с VIN кодом 2009 г. автомобили якобы выпускались еще с октября 2008 г. Гораздо больше сейчас на АВТОВАЗе непроданных автомобилей Lada с ПТС от 2008 г.

По мнению наблюдателей, для получения необходимых оборотных средств АВТОВАЗ мог бы устроить продажу произведенных в 2008 г. автомобилей с дисконтом. Эта мера помогла бы отказаться от получения кредитов госбанков, а заодно избавила бы автозавод от траты на их обслуживание. К примеру, при скидке в 10% АВТОВАЗу необходимо будет реализовать около 80 тыс. автомобилей для получения выручки, равной оборотным средствам, необходимым на месяц-полтора. В случае необходимости их можно было бы направить на расчеты с поставщиками.