Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (268) | 9 февраля 2009г.
 

Влиятельные поставщики

Падение спроса на автомобили не способствует выходу из кризиса

Сейдамет Абреков

В конце января в своем интервью тольяттинской муниципальной газете старший вице-президент по производству ОАО «АВТОВАЗ» Виталий ВИЛЬЧИК отметил, что у АВТОВАЗа не хватило денег на расчет со своими поставщиками. Во многом из-за этого главный конвейер Волжского автозавода был остановлен 5 февраля. Снижение объемов производства автомобилей и комплектующих логично приведет к снижению выпуска металла, каучука и другого сырья. Это в свою очередь повлияет на снижение добычи и переработки углеводородов. Не секрет, что доходы от продажи углеводородов являются одними из основных при наполнении бюджета РФ.

В своем интервью Виталий Вильчик сказал, что «в первую очередь мы закрыли долги по зарплате и налогам, а вот на поставщиков не хватило». Как показывает реальность, такой ход оказался не совсем просчитанным. Некоторые поставщики не стали терпеть и отказались отправлять свою продукцию на АВТОВАЗ. При этом стоит учесть, что в условиях развивающегося кризиса, вылившегося в массовые увольнения и практически полное отсутствие кредитных ресурсов, имеется немного предпосылок на то, что АВТОВАЗ будет иметь стабильный сбыт своей продукции в ближайшем будущем.

Кроме того, на снижение продаж автомобилей Lada повлияло ранее оглашенное желание правительства РФ выдавать субсидии в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ тем, кто приобретет российский автомобиль стоимостью до 350 тыс. р. Определенное количество потенциальных покупателей ждут начала работы этой субсидии.

Однако стоит отметить и положительный факт для АВТОВАЗа, в основном использующего российские комплектующие и материалы для производства своих автомобилей. Это девальвация рубля, которая дает АВТОВАЗу преимущество в сравнении с иностранными конкурентами.

Однако в нынешней ситуации в той или иной степени пострадают все автопроизводители и поставщики, у которых, вполне естественно, снизилось производство. С началом 2009 г. темпы падения спроса на автомобили во всем мире резко увеличились. В результате снижения во всем мире объемов выпуска автомобилей и их комплектующих, пострадают производители металла, нефти и газа. В том числе и российские. Важно понимать, что углеводородное сырье присутствует в технологическом процессе производства металлопроката, каучука и многих других материалов. Кроме того, весной в Европе закончится отопительный сезон, а значит, потребность в российском газе снизится. Не секрет, что бюджет РФ во многом наполняется от налогов и пошлин, получаемых от поставок нефти и газа за рубеж. Снижение доходов госбюджета к девальвации рубля и, как следствие, к снижению доходов граждан. Таким образом, можно сделать вывод, что разладившаяся система финансовых расчетов между предприятиями автопрома и снижение покупательского спроса на автомобили являются одними из факторов, сдерживающими окончание финансового кризиса.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий САВЕНКОВ, генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер»

- Остановка конвейера АВТОВАЗа меня печалит, это плохо. Отношение к этим поставщикам у меня негативное. Я думаю, руководство АВТОВАЗа сейчас будет тщательно анализировать ситуацию, сложившуюся с отдельными неблагонадежными поставщиками. Я думаю, мы достаточно быстро найдем альтернативу этим поставщикам. Все мы — производители автокомпонентов и сборочные заводы — находимся в одной лодке, в солидарной ответственности. Не может и не имеет права ни одно предприятие-поставщик вести себя так, чтобы коллектив (АВТОВАЗа. — Прим. ред.) стоял. А получается, не только АВТОВАЗ стоит, я ведь тоже стою. Я куда свою продукцию буду девать? У меня специализированное предприятие. И ВИС стоит, и ДСК стоит. Почему мы должны страдать из-за кого-то? Надо понимать: если не будет выпуска автомобилей, то не будет и денег. Алешин из кармана не вытащит эти деньги и с неба они не упадут.

Николай ЛЯЧЕНКОВ, член совета директоров ОАО «ТЗТО»

- Кризис не мог миновать АВТОВАЗ, другое дело, как он к нему подготовился. По всей вероятности, недостаточно, раз после месячных каникул не смог нормально работать. Непоставки — это следствие неплатежей. Каждому (поставщику. — Прим. ред.) не на что купить материалы для производства новой партии товара и нечем рассчитаться со своими поставщиками. Остановка АВТОВАЗа может привести к чрезвычайно опасной социальной ситуации. Поставщикам, являющимся фактически монополистами, при производстве расчетов за поставки необходимо уделять первостепенное внимание.

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент»

- Руководство компании заранее просчитывало возможности завода и рассчитывало на определенные объемы продаж машин во время своих каникул. Решение запустить завод именно 2 февраля объясняется тем, что январь все-таки наполовину был нерабочим и имевшихся на складах машин вполне могло хватить для удовлетворения спроса, а уже с февраля имело смысл запускать производство. Это решение основано на экономике. Никакой политики в нем нет. Экономическая целесообразность диктует предприятию необходимость не потерять кооперационные связи с поставщиками и потребителями, поддерживать в рабочем режиме оборудование и оснастку, не дать рабочим потерять свою квалификацию. То, что это решение социально значимое, оно не вызывает никаких сомнений, пусть даже люди будут работать по сокращенному графику, главное — они будут работать.