Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (270) | 24 февраля 2009г.
 

Прикрыли сделку

В Сызрани не могут разобраться с вексельными расчетами

Петр Кожевников, Виктория Чайковская

Арбитражным судом Самарской обл. рассмотрено дело по иску ООО «ВИП-Форте» (г. Сызрань) к ОАО «Коммерческий «Волга-Кредит» Банк» (ВКБ) (г. Самара) о взыскании долга в размере около 10 млн. р., а также по встречному исковому заявлению ОАО ВКБ к ООО «ВИП-Форте» («ВИП-Форте») о признании недействительным договора купли-продажи векселей. Поскольку оспариваемый договор был признан ничтожным, суд принял решение удовлетворить встречный иск. Эксперты не исключают, что данное дело может быть связано с отголосками передела сызранского рынка типографских услуг.

Суть основного иска состояла в том, что «ВИП-Форте» попыталось через суд обязать КБ «Волга-Кредит» оплатить принятые векселя. Речь шла о перечислении на расчетный счет истца суммы размером 9,713 млн. р. — задолженности, возникшей из договора купли-продажи векселей. Но ответчик, не признав требования, обратился в Арбитражный суд Самарской обл. со встречным исковым заявлением, в котором содержалась просьба признать недействительным договор купли-продажи векселей № М 1308/1 от 13.08.07, акт приема-передачи векселей «ВИП-Форте» от 13.08.07 и акт приема-передачи векселей ВКБ от 13.08.07 г. При этом «ВИП-Форте» в свою очередь встречный иск не признало, сославшись на истечение срока исковой давности по заявленному требованию.

Суд, изучив материалы дела, установил, что согласно указанному договору ВКБ обязался приобрести у ООО «Волга-Дизайн» собственные простые векселя «ВИП-Форте» по их номиналу на общую сумму 9,713 млн. р. При этом намереваясь оплатить необходимую сумму в срок не позднее дня заключения договора, т.е. 13.08.07 г., денежными средствами либо векселями. Поводом к первоначально заявленному иску «ВИП-Форте» явилось якобы неисполнение ОАО ВКБ обязанностей по оплате. Помимо этого истцом было указано, что по акту приема-передачи векселей ему были переданы не подлинные векселя В КБ, указанные в акте, а копии. Ответчик же в отзыве пояснил, что целью подписания договора купли-продажи было прекращение обязательств по кредитному договору от 30.11.05, задолженность по которому по состоянию на 13.08.07 составляла 9,713 млн. р. По мнению представителей ВКБ, этого достаточно для признания ничтожным оспариваемого договора.

Здесь зависли неоплаченные векселя
Здесь зависли неоплаченные векселя

Судом установлено, что 30.11.05 между истцом и ответчиком был заключен кредитный договор, предметом которого являлось предоставление ВКБ кредитов «ВИП-Форте» под 19% годовых на сумму 8 млн. р. на срок до 30.11.06. После наступления срока платежа сторонами обсуждались два способа погашения кредита: новация долга в вексельное обязательство и прекращение кредитного обязательства предоставлением отступного. Относительно новации как истец, так и ответчик пояснили, что «данный вариант погашения задолженности предусматривал куплю-продажу векселей заемщика на сумму кредитов с процентами путем оплаты их векселями банка с датой оплаты «по предъявлении», которые подлежали предъявлению заемщиком банку для взаимозачета обязательств банка по векселям и обязательств заемщика по кредитному договору». Данные объяснения были подтверждены документально в ходе судебного заседания. Так, номинал оспариваемых векселей соответствовал размеру задолженности «ВИП-Форте», включающей как основной долг, так и проценты по кредиту. Таким образом, целью заключения между истцом и ответчиком договора купли-продажи векселей явилось, возможно, намерение прикрыть фактические действия сторон, направленные на прекращение обязательств из кредитных договоров.

Согласно оспариваемому договору был передан как сам вексель, так и имущественные права по нему на основании индоссамента (передаточной надписи на оборотной стороне ценной бумаги). В подобной ситуации продажа векселя означает получение заемных средств. Поскольку ни одной из сторон не отрицалось, что предоставление займа по данному договору фактически не имело места, оспариваемый договор изначально не мог рассматриваться как сделка купли-продажи, что и было установлено судом.

Таким образом, им было признано, что оспариваемый договор, заключенный между «ВИП-Форте» и ОАО ВКБ, является ничтожным как совершенный с целью прикрыть сделку по прекращению обязательств.

По мнению источников «Хронографа», на данный момент «ВИП-Форте» столкнулся с определенными проблемами и сворачивает свой бизнес в Сызрани. По указанному адресу обнаружить предприятие не удалось. Ранее здесь располагалось ООО «Волга-Дизайн», которым руководил Алексей Варнавин. Он, по информации источников «Хронографа», вместе со своим братом Валерием Варнавиным являлся и владельцем предприятия, которое после ухода с рынка МУП «Сызранское полиграфическое объединение» претендовало на роль ведущего издательского объединения в городе. В частности, там печаталась муниципальная газета «Волжские вести». По одной из версий, администрация Сызрани могла изыскивать возможности убедить братьев работать в долг взамен на помощь в получении кредитов. Не исключено, что ООО «Волга-Дизайн» в результате оказалось в сложных финансовых условиях. С рынка ушло и оно. По мнению экспертов, основная доля его заказов перешла к ООО «Дисконт», расположенному на территории офисного комплекса по ул. Котовского, 2, которое в Сызрани связывают с бизнесом семьи Серперов. В последнее время ООО «Дисконт» выигрывает торги по услугам печати муниципальной газеты «Волжские вести», а также газеты Сызранского р-на «Красное Приволжье», газеты Шигонского р-на «Время», «Вестника местного самоуправления» администрации г. Сызрани. Т.е. большая часть официальных изданий Правобережья Самарской обл. печатается в ООО «Дисконт». Все это позволяет предположить, что не без участия административных рычагов в пользу новой фирмы с рынка типографских услуг в Сызрани был убран достаточно серьезный игрок. Кстати, одно время филиал ВКБ в Сызрани возглавлял Александр Серпер. Нельзя исключать, что вышеописанную ситуацию с векселями можно рассматривать как отголосок этой истории.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.