Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (270) | 24 февраля 2009г.
 

Здоровье выросло в цене

Рост стоимости медикаментов поставил под угрозу надежность системы здравоохранения

Анна Пенкина

Согласно данным Министерства здравоохранения Самарской обл., в 2008 г. рост цен на медицинские препараты составил 17%, за январь текущего года цены на лекарства выросли еще на 3,9%. Но, по прогнозам специалистов, основное удорожание предстоит в марте-апреле, т.к. к этому моменту кончатся запасы лекарств, закупленных в 2008 г. еще по старым ценам. Ситуация скажется катастрофически на муниципальных и государственных лечебных учреждениях, потому что их бюджеты на лекарственное обеспечение рассчитывались на основе цен 2008 г.

Зависимость от курса

Удорожание лекарственных препаратов объясняется изменением курса рубля по отношению к доллару и евро, т.к. большинство лекарств, использующихся на территории России, либо закупаются за границей, либо производятся на основе импортного сырья. По словам депутата Самарской губернской думы (СГД), члена думского комитета по здравоохранению Алексея Лескина, основное удорожание произойдет в марте-апреле 2009 г., т.к. к этому времени кончатся запасы лекарств, которые закупались по старым ценам. Депутат СГД Николай Мусаткин сомневается в том, что бюджеты, выделенные на учреждения здравоохранения области, будут увеличены. По мнению Мусаткина, в ситуации, когда областной бюджет секвестируется по всем статьям, ни о каком увеличении не может быть и речи.

Самарские медики настроены пессимистично. По словам одного из самарских врачей, «следует ожидать ухудшения ситуации хотя бы в том, что своевременное увеличение финансирования, даже если оно и случится, может не поспеть за ростом цен на препараты». Тем более что, к примеру, более 50% антипсихотических препаратов — иностранного производства. За границей также закупается большинство препаратов, включенных в список жизненно важных лекарственных средств (ЖВЛС), необходимых для неотложной медицинской помощи и поддержания самых тяжелых больных. Контракты на их поставки заключены в долларах и евро. Размер обязательств в валюте не изменился, но курсовая разница сделала их сложновыполнимыми для российских компаний, которые ведут расчеты внутри страны в рублях. Поэтому, по прогнозам аналитиков, в ближайшие месяцы мало того что произойдет скачок цен, но еще могут начаться перебои с поставками препаратов, включенных в перечень ЖВСЛ.

Сэкономят на лечении

Сегодня ситуация в медицинских учреждениях области пока стабильная. Как объяснил заместитель главного врача по лекарственному обеспечению городской больницы им. Семашко Иван Пирогов, аукционы на закупку препаратов на первый квартал 2009 г. прошли в ноябре 2008 г. И в декабре закупки были произведены по старым ценам. «Кроме того, в январе наблюдался дальнейший рост цен. Департамент здравоохранения нас сориентировал на дополнительную закупку лекарств у тех же поставщиков, которые выиграли тендеры в 2008 г. По-этому по отдельной номенклатуре у нас есть запасы до мая», — объяснил Пирогов.

В аптеках стали часто менять ценники
В аптеках стали часто менять ценники

Точно так же поступили в ММУ «Станция скорой медицинской помощи». «Мы к кризису готовились заранее. Создали складское аптечное помещение, в конце 2008 г. закупили в запас по старым ценам. Должно хватить на первое полугодие 2009 г.», — рассказал «Хронографу» главный врач Самарской станции скорой помощи Владимир Молоков. Правда, по его словам, расходование лекарственных препаратов в 2009 г. может увеличиться, т. к. для социально незащищенных категорий граждан цены на лекарства станут недоступными. «Мы ожидаем резкого увеличения количества вызовов, потому что многие граждане воспринимают скорую прежде всего как возможность бесплатно получить лекарственную помощь», -говорит Молоков.

По мнению депутата СГД, главного врача тольяттинской Городской больницы №1 Виталия Гройсмана, общий бюджет на отрасль «Здравоохранение» однозначно уменьшится, т. к., по прогнозам, налогов соберут на миллиард меньше, чем было запланировано в 2008 г., не считая собственно повышения цен на лекарственные препараты. «Очевидно, поменяются государственные гарантии территориальной программы ОМС. Потому что цены будут выше в любом варианте, и сделать то, что мы делали в прошлом году за эти деньги, мы уже не сможем. Значит, мы должны будем убрать что-то из терапевтической программы. Я знаю, что Екатеринбург и Оренбург уже снизили государственные гарантии по бесплатному здравоохранению на 50%», — рассказал «Хронографу» Гройсман.

По мнению медиков, выход в этой ситуации только один: придется заменять дорогостоящие препараты менее эффективными, но дешевыми.

По прогнозам специалистов, особенно тяжело придется льготникам как федерального, так и регионального уровня. По данным Министерства здравоохранения Самарской обл., в области 300 тыс. федеральных и 330 тыс. региональных льготников. 62% из них отказались от натуральной льготы на 2009 г., заменив ее денежным эквивалентом. Именно они попали в самую тяжелую ситуацию — сумма денежной компенсации льготы не предусматривает такой колоссальный рост цен на препараты.

Но даже тех больных, которые сохранили натуральные льготы, ожидает тяжелая ситуация.

В поисках мер

По словам менеджера по маркетингу российского представительства фармацевтической компании ООО «Новартис Вакцины и Диагностика» Натальи Ковальчук, «большая часть препаратов из списка дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) иностранного производства.

Финансирования этой программы, которое ведется на федеральном уровне, в любом случае не хватает на всех нуждающихся пациентов, тем более что для некоторых препаратов месячный курс лечения может стоить 100-200 тыс. р. Список ДЛО пересматривался летом 2008 г, и уже тогда, несмотря на многочисленные просьбы специалистов, в него не вошли инновационные препараты, применяемые в онкологии в лечении рака почки, легких, препараты для тяжелых пациентов отделений реанимации. В большинстве случаев уже сейчас онкологические пациенты вынуждены покупать препараты за свои деньги. Эти больные, как и пациенты в реанимации, не могут ждать, пока государство им поможет.

По словам Ковальчук, со сложившейся ситуацией сейчас пытаются бороться и сами фармацевтические компании. Они разрабатывают специальные стратегии, предусматривающие либо скидки, либо снижение закупочных цен прямых контрактов на свои препараты. Одна из крупнейших компаний предложила специальную программу снижения цен до 25% от исходной стоимости для беднейших стран мира и предложила другим фармацевтическим компаниям присоединиться к ее инициативе. Но эту стратегию реализуют не все западные производители, и рост цен происходит весьма ощутимо для конечного российского потребителя. При этом заметно выросли цены на часть препаратов отечественного производства, в том числе на простейшие лекарства, такие как активированный уголь, цитрамон, тауфон и др. Это, по словам Натальи Ковальчук, совершенно непонятное и чисто конъюнктурное повышение цен.

По информации Минздрава области, сейчас областные власти намерены обратиться в правительство РФ с инициативой изменения существующего законодательства в части введения более гибкого механизма государственного регулирования цен на лекарства, нежели установление предельных розничных и оптовых надбавок, в крайнем случае, и о введении государственного регулирования цен на них.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей ЛЕСКИН, депутат Самарской губернской думы

- Бюджеты на лекарственное обеспечение медицинских учреждений области рассчитывались без учета этого подорожания. Мы предполагаем, что в связи с ростом цен годовая сумма за закупку лекарств будет израсходована в лучшем случае за 9 месяцев. И в последнем квартале 2009 г. медицинские учреждения окажутся перед выбором: либо заставлять пациентов покупать необходимые лекарства самим, либо будут изыскивать возможность дополнить бюджеты.

Виталий ГРОЙСМАН, депутат Самарской губернской думы, главный врач тольяттинского МУЗ «Городская клиническая больница №1»

- Будем лечить по упрощенной схеме. Конечно, в этом случае качество медицинского обслуживания снизится. Кризис есть кризис. Затянуть пояса придется и в медицине тоже. Поэтому тот, кто сможет купить дополнительно, чего ему не может дать государство бесплатно, будет жить. А тот, кто не может купить, ну извините, что ж сделаешь.