Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (271) | 2 марта 2009г.
 

« Благотворительность » за счет бюджета

Муниципальные предприятия Самары занижают цены за аренду своих площадей

Алеся Чурсаева

В начале марта контрольно-счетная палата (КСП) Думы г.о. Самара (ДГОС) представит отчет по итогам проверки использования муниципального имущества (МИ). Цель проверки — выявить эффективность и законность его использования. Как стало известно корреспонденту «Хронографа», уже выявлены многочисленные нарушения. Выяснилось, что доходы от использования МИ в бюджет Самары за 2008 г. составили всего 7% от запланированного объема поступлений.

12 февраля КСП на заседании ДГОС представила отчет по итогам проверки четырех муниципальных предприятий (МП). Как пояснила председатель КСП Зиляра Гатиятуллина (на фото) «Хронографу», проверки были неплановыми, несмотря на то что в т.г. имеется утвержденный график проверки деятельности МП. Под неплановую ревизию попали МП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» (ТТУ), МП «Водоконал», МП «Эксплуатация и содержание общежитий» (ЭСО) и МП «Красноглинские бани». Были выявлены серьезные нарушения в методике, согласно которой взимается арендная плата. «Она не соответствует действующему законодательству. При расчете арендных платежей обязательно должна быть рыночная оценка. А они берут базовую оценку», — сообщила Гатиятудлина. Выяснилось, что в одних и тех же зданиях, на одном этаже, с одной целью эксплуатации помещения сдаются по разным ценам с разбросом до 25%. Так, при выборочной проверке четвертой части договоров МП ЭСО выявлено занижение суммы арендной платы. Таким образом, предприятие по этой статье доходов недополучило более 4 млн. р. выручки. Соответственно, городской бюджет от этой суммы недополучил отчислений порядка 660 тыс.р.

Также КСП выявила, что у проверяемых предприятий не зарегистрировано право хозяйственного ведения на недвижимое имущество. Т.е. руководители МП до сих пор в регистрационной палате не поставили на учет имущество, которое им было передано департаментом управления муниципального имущества мэрии Самары в хозяйственное ведение.

«Это нарушение положений Гражданского кодекса, федерального закона и постановления ДГОС», — подчеркнула Гатиятуллина. КСП выяснила, что почти у всех МП на балансе числится неиспользуемое имущество, за которое налоги платятся из городского бюджета. Например, у МП «Самараводоканал» таким имуществом являются детский лагерь и турбаза, которые не функционируют на протяжении нескольких лет.

По данным КСП, в документе об учете реестра МИ, представленного ДГОС, департамент управления муниципальным имуществом подал недостоверные сведения. Также выяснилось, что без письменного соглашения департамента муниципальная собственность сдается в субаренду. В связи с этим депутаты гордумы потребовали продолжить проверку МИ, эффективность его использования, чтобы получить ясность в вопросе, сколько именно городской бюджет недополучает средств из-за нерачительного использования городской собственности.

Как сообщил источник в городской администрации, в ряде случаев в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям профильным департаментом передается имущество без оформления актов приема-передачи. В некоторых случаях якобы даже не заключаются договоры. Это означает, что существует реальный риск потерять данное имущество.

В Самаре функционирует около 50 муниципальных предприятий. В рамках реализации постановления мэра Виктора Тархова от 10.09.07 №716 «Об обязательном аудите муниципальных унитарных предприятий г.о. Самара» впервые в практику деятельности МП был введен систематический обязательный аудит на основе конкурсного выбора аудиторских организаций. Введение обязательного аудита городская администрация объяснила необходимостью независимого контроля финансово-хозяйственной деятельности МП. Тогда это выглядело как революционное решение Тархова.

По словам источника в администрации, за 2007 и 2008 гг. результаты аудиторских отчетов рассматривались в ходе заседаний балансовой комиссии. Только за прошлый год было проведено свыше 40 заседаний, на которых руководителям МП давались соответствующие рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности предприятий, на расширение источников доходов и сокращение расходов, а также на планы развития.

Остается не совсем понятным, почему при таком количестве заседаний балансовой комиссии, на которых рассматривались отчеты независимого аудита, в первую очередь не решались вопросы нарушений в деятельности МП, которые выявляет сегодня КСП.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Зиляра ГАТИЯТУЛЛИНА, руководитель КСП при ДГОС

- Мы вынесли на обсуждения только те вопросы, касающиеся имущества, на которые нельзя не обращать внимания. Есть у этих МП еще другие нарушения. Проверка показала, что не ведется контроль эффективности использования муниципального имущества.

Юрий БУЯНОВ, депутат ДГОС, руководитель МП ТТУ

- К сожалению, во время доклада КСП я был вынужден выйти и не знаю, о чем конкретно там шла речь. По поводу предъявленных претензий мы еще будем разбираться. Предполагаю, что касается возглавляемого мной МП, речь идет не о нарушениях руководства нашего предприятия, а департамента имущества.