Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (271) | 2 марта 2009г.
 

Примитивные технологии

Новокуйбышевских избирателей пугали новой дорогой

Анна Пенкина

1 марта прошли выборы в Думу г. о. Новокуйбышевск. Предвыборная кампания прошла крайне вяло и неприметно. Единственным конфликтом, который мог косвенно напомнить горожанам о выборах, стал протест группы жителей пригородного поселка Васильки против строительства в Новокуйбышевске северо-восточной обводной дороги, предусматривающей снос более 300 жилых строений. При содействии депутата от фракции ЛДПР Михаила ДЕГТЯРЕВА (на фото) обращение недовольных жителей поступило в Самарскую губернскую думу (СГД). Стоит напомнить, что ЛДПР принимала участие в новокуйбышевских выборах.

Еще 10 февраля в СГД поступило обращение инициативной группы жителей пос. Васильки (г. о. Новокуйбышевск), в котором они высказали свой протест против проекта строительства северо-восточной обводной дороги, предусматривающей снос более 300 жилых строений. Данное обращение поступило в СГД при содействии депутата от фракции ЛДПР Михаила Дегтярева. Между тем председатель комитета СГД по бюджету, финансам и налогам СГД Алексей Ушамирский отметил, что в связи с финансовым кризисом в ближайшее время средства на строительство этой магистрали выделены не будут, поэтому «темы для обсуждения здесь пока нет». По мнению экспертов «Хронографа», тема обводной дороги используется политическими силами в предвыборной борьбе за места в Думе г. о. Новокуйбышевск.

Как рассказал депутатам СГД представитель инициативной группы Алексей Максименко, 23 декабря 2008 г. несколько жителей поселка случайно узнали о назначенном на 24 декабря заключительном слушании по вопросу строительства северо-восточной объездной дороги на территории жилой застройки частного сектора ул. Подгорной, Зеленой, Железнодорожной в пос. Васильки. По мнению Максименко, была нарушена сама процедура общественных слушаний, т. к. в СМИ Новокуйбышевска не было объявления о их проведении, а опрос общественного мнения среди жителей территорий предполагаемого строительства не проводился.

24 декабря в Новокуйбышевске состоялись заключительные слушания, посвященные вопросу «Обоснование инвестиций строительства по объекту «Строительство северовосточной объездной дороги на участке от пр. Победы до автодороги Самарское шоссе».

На них начальник управления архитектуры и строительства администрации г. о. Новокуйбышевск озвучил планы развития транспортной сети города в соответствии с генпланом Новокуйбышевска, утвержденным в 2000 г. Согласно проекту дорога пройдет через территорию пос. Заводской и Васильки. При этом большая часть жилых и нежилых строений будет снесена. По предварительным подсчетам членов инициативной группы, только в пос. Васильки под снос попадает около 70 домов с земельными участками и постройками (бани, сараи, гаражи, теплицы) — это более 200 строений.

А с учетом прохождения трассы через пос. Заводской и ул. Садово-Дачную под снос пойдет уже около 300 жилых домов. Кроме того, эта дорога будет проходить в непосредственной близости от учебных учреждений — школы №9 и гимназии № 16, что создаст угрозу безопасности для учащихся.

Но все же главный вопрос, волнующий людей, — компенсации. По словам Максименко, людям было объявлено, что за утраченные в результате строительства строения и земельные участки им будут выдаваться денежные компенсации, да и то не сразу, а в течение трех лет. Жители опасаются, что суммы компенсаций окажутся недостаточными для того, чтобы купить аналогичные земельные участки и построить свои дома. Сейчас людей интересует вопрос: почему, если территории, на которых они проживают, изначально были предназначены для промышленного строительства, администрация выдавала разрешения на строительство жилых домов и почему из трех проектов дороги администрация Новокуйбышевска выбрала тот, по которому для строительства будет сноситься наибольшее количество домов? Ведь изначально проект предусматривал строительство северо-восточной объездной дороги за железной дорогой, где жилых построек намного меньше.

Согласно подсчетам членов инициативной группы, снос жилых и иных строений, потеря земельных участков нанесут жителям ущерб на сумму от 2 до 3 млрд. р. Если администрация будет выплачивать компенсации, адекватные утраченному имуществу, то бюджет потеряет огромные деньги. Согласно информации пресс-службы администрации г. о. Новокуйбышевск, если строить магистраль за железной дорогой, на заброшенном тракте, то создать достаточное количество развязок не получится. И смысла в строительстве новой трассы не будет. Сейчас в результате протеста жителей мэр Новокуйбышевска Олег Волков принял решение отложить реализацию проекта. Тем временем в пос. Васильки и Заводской царят панические настроения. Среди населения на неформальном уровне начала распространяться информация, что тем, кто протестует против строительства, будут выплачены компенсации всего 800 тыс. р. на двор. Тем же, кто молчит, якобы гораздо больше. По мнению аналитиков «Хронографа», возможно, что эти настроения были разогреты специально.

Дело в том, что по избирательному округу №5 в Думу г. о. Новокуйбышевск, на территории которого и разгорелся скандал, выдвигались два сильных кандидата: действующий депутат, член фракции «Единая Россия», председатель профсоюза ЗАО «Нефтехимия» Лидия Трифанова и президент ОАО «Самараавтодор», координатор новокуйбышевского отделения партии ЛДПР Александр Панкрушин. Причем накануне выборов оба кандидата утверждали в местных СМИ, что каждый из них против строительства, отмечая, между тем, что конкурент тем или иным образом поспособствовал скандальному проекту дороги. Оба кандидата устраивали пикеты и митинги. Правда, Трифанова действовала на уровне городского округа. Зато Панкрушину удалось через Михаила Дегтярева вынести проблему на региональный уровень.