Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (274) | 23 марта 2009г.
 

Принцип домино

Долги ВАЗа остановили подшипниковые заводы

Денис Федоров

15 марта один из крупнейших поставщиков ОАО «АВТОВАЗ» — ОАО «Саратовский подшипниковый завод», входящий в Европейскую подшипниковую корпорацию, перешел на сокращенный режим работы. Остальные предприятия корпорации провели необходимые сокращения штата и сократили производство. Руководство ЕПК не устраивает вексельная схема расчетов и оно грозит прекратить поставки подшипников автозаводу.

Как сообщили корреспонденту «Хронографа» в пресс-службе ОАО «Европейская подшипниковая компания», из-за долгов ОАО «АВТОВАЗ» с 15 марта ОАО «Саратовский подшипниковый завод» и ОАО «Волжский подшипниковый завод», входящие в ОАО «ЕПК», были вынуждены перейти на сокращенный режим работы. По некоторым данным, АВТОВАЗ уже три месяца не платит по счетам, его долг перед ЕПК составляет около 200 млн. р. На Саратовском подшипниковом заводе планируется сократить 566 человек. На Волжском подшипниковом заводе временно остановлено производство, а сотрудники находятся в отпусках. Уменьшение платежеспособного спроса со стороны АВТОВАЗа заставило порезать свои штаты и на другом предприятии ЕПК — «Московский завод авиационных подшипников», которое уже уволило более 200 человек.

Предприятия ЕПК в свою очередь не имеют возможности закупать металл и трубные заготовки под вазовские подшипники. Сам АВТОВАЗ настаивает на вексельной форме оплаты: 30% деньгами, 70% векселями предприятия со сроком погашения в течение 6 месяцев, но не все поставщики соглашаются с этой схемой. Крупнейшие поставщики АВТОВАЗа — ОАО «Завод имени Тарасова», ОАО «Пластик» и ОАО «Балаковорезинотехника» — уже прекратили поставки продукции, ссылаясь на то, что предприятия нуждаются в живых деньгах и вексельная схема для них — это дополнительные издержки. Руководство ЕПК заявляет, что если деньги не начнут поступать, управляющая компания может пойти на массовые увольнения.

В феврале 2009 г. генеральный директор ОАО «Управляющая компания ЕПК» Александр Копецкий заявлял о том, запасы вазовской номенклатуры на предприятиях ЕПК иссякают и к началу марта поставщики могут прекратить поставки подшипников для ОАО «АВТОВАЗ». По его словам, учитывая, что «автозавод за последние три месяца не перечислил ЕПК ни копейки, корпорация не имеет возможности закупить металл и трубную заготовку под вазовский подшипник: металлурги в свою очередь выставляют сегодня очень жесткие условия по оплате».

В данный момент ЕПК продолжает отгрузку АВТОВАЗа в обычном режиме, надеясь, что завод рассчитается с корпорацией в будущем. Как сообщили в пресс-службе компании, в настоящее время наметилась положительная тенденция: Волжский автозавод уже погасил 15% задолженности.

Аналитики считают, что ситуация на рынке подшипников тяжелая, как и во всем машиностроении. В связи с сокращением спроса на продукцию машиностроения производители подшипников были вынуждены сокращать объемы своего производства. По итогам 2009 г. общее падение производства подшипников может составить 25-30%.