Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (275) | 30 марта 2009г.
 

Недоступная Азия

АВТОВАЗ приостановил покупку дополнительных мощностей в Казахстане

Денис Федоров

Сделка по покупке АВТОВАЗом 25% акций казахстанского автосборочного завода АО «Азия-Авто» может быть отложена на неопределенный срок. Причины просты: отсутствие у АВТОВАЗа необходимости в дополнительных производственных мощностях и проблемы с финансированием. Тем не менее эксперты оценивают подобную сделку как перспективную для автозавода.

В октябре 2008 г. года ОАО «АВТОВАЗ» планировало завершить сделку по покупке АО «Азия-Авто» (см. «Хронограф» №34 (249) от 15.09.08). По сообщению пресс-службы казахстанского автосборочного завода, акционеры предприятия рассматривали возможность продажи блокирующего пакета акций завода (25%+1 акция) как возможность вхождения в стратегическое партнерство с одним из поставщиков, группой «АВТОВАЗ-Renault-Nissan».

Сделку по покупке Азия-Авто планировали осуществить путем дополнительной эмиссии акций и продажи ее новому акционеру. Это позволило бы повысить капитализацию компании и приступить к финансированию нового проекта за счет собственных средств. Условия сделки были установлены трехсторонним соглашением между АО «Азия-Авто», ОАО «АВТОВАЗ» и Евразийским банком развития (ЕБР). Оно было подписано в конце сентября прошлого года. ЕБР согласно условиям соглашения был намерен организовать финансирование инвестиционных потребностей сборки, а также финансирование развития производства комплектующих изделий. Финансовым консультантом ОАО «АВТОВАЗ» в данном проекте выступило ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог».

До сих пор сделка еще не завершена и, по информации источников «Хронографа», ОАО «АВТОВАЗ» может перенести покупку казахстанского завода на неопределенный срок. В пресс-службе ОАО «АВТОВАЗ» сообщили: «Проект покупки пакета акций завода «Азия-Авто» находится в проработке, он по-прежнему является актуальным для АВТОВАЗа». О сумме сделки, дополнительных инвестициях и планах в отношении завода предпочли не говорить.

Аналитик ИК «Финам» Константин Романов полагает: «Вероятная причина, из-за которых сделка была отложена, это отсутствие сейчас необходимости в дополнительных производственных мощностях и проблемы с финансированием ».

Возможная сделка отвечала бы озвученному ранее новому стратегическому плану развития ОАО «АВТОВАЗ» по увеличению производственных мощностей с 800 тыс. до 1,5 млн. автомобилей в год. Такая стратегия была заявлена АВТОВАЗом сразу после приобретения акций завода концерном Renaul-Nissan.

Сделку по «Азии-Авто» намеревались провести в два этапа. Сначала АВТОВАЗ купил бы 25%+1 акция завода, после чего в течение полутора лет нарастит свой пакет до контрольного. Ранее аналитики оценивали завод «Азия-Авто» в $75-80 млн. Сегодня эксперты не берутся оценить предприятие, но не исключают, что сумма может быть пересмотрена в сторону уменьшения, а возможно, что сделка вовсе не состоится.

В настоящее время завод «Азия-Авто» выпускает автомобили семи моделей трех марок: Lada 4X4, Lada-21099, Skoda Octavia Tour, Skoda Superb, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Epica, Chevrolet Captiva.

Ситуация на «Азия-Авто» тяжелая, отмечают эксперты. Завод в 2008 г. выпустил 3271 автомобиль на общую сумму 5,341 млрд. тенге ($37,09 млн.) против 6311 единиц на 11,031 млрд. тенге ($77,1) в 2007 г. Предприятие получило в 2008 г. убыток в размере 610,8 млн. тенге ($4,2) против чистой прибыли в 190,6 млн. тенге ($1,3) в 2007 г. В компании ухудшение результатов объяснили тем, что в условиях финансового кризиса потребители снизили покупательную активность, что отразилось на продажах автомобилей.

Планами завода предусматривалось освоение новых видов продукции, разработка которых начата только сейчас, увеличение рыночной доли в Казахстане и реализация продукции в близлежащих регионах РФ. Проект рассчитан на рынки Урала, Сибири и Дальнего Востока, где продажи АВТОВАЗа составляют около 20%.

В рамках нового проекта завод планировал до 2015 г. запустить мощности сварочного и окрасочного производств, штамповки, расширить сборочные мощности до 120 тыс. автомобилей в год.

Аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук оценивает возможную сделку по приобретению «Азия-Авто» как положительную для Волжского автозавода. «Исходя из заявленной стоимости АВТОВАЗ довольно дешево мог приобрести проектные мощности, куда может быть перенесена часть сборочного производства. Кроме того, АВТОВАЗ может заметно увеличить присутствие на перспективном казахском рынке», — считает эксперт.

В феврале ОАО «АВТОВАЗ» приостановило переговоры о покупке еще одного сборочного производства — ОАО «ИжАвто». По мнению аналитиков, сделка по продаже ИжАвто затянулась из-за того, что обе стороны пытаются учесть в ней изменяющиеся обстоятельства, в частности экономический кризис, и договориться о деталях. Одним из критериев цены сделки может явиться то, что чистый долг ИжАвто на конец сентября 2008 г. был $326,7 млн. В ноябре-декабре 2008 г. среднемесячная выручка компании упала в десять раз. А 16 декабря компания не смогла выкупить свои облигации на 2 млрд. р., допустив технический дефолт (см. «Хронограф» №8 (272) от 10.03.09).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.