Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (277) | 13 апреля 2009г.
 

Последний трамвай Рудакова

Землю под депо ТТУ Самары могут отдать под застройку

Анна Пенкина

31 марта глава администрации Самары Виктор ТАРХОВ подписал постановление, согласно которому будет ликвидировано движение общественного электротранспорта в Самаре от ул. Красноармейской и Фрунзе вплоть до Хлебной площади. Представители Министерства транспорта и связи Самарской обл. уже высказали предположение, что конечной целью проводимых мероприятий может быть сокращение производственных площадей МП «ТТУ». Они расположены в центральной части города и, соответственно, могут представлять большой интерес для коммерческих структур.

31 марта Виктор Тархов подписал постановление «О внесении изменения в постановление главы г.о. Самара от 07.08.08 №599 «О введении одностороннего движения транспорта в центральной исторической части г.о. Самара». Согласно этому документу департамент городского хозяйства и экологии мэрии Самары должен «разработать план производства работ по демонтажу контактных сетей троллейбуса по маршрутам №3 и №11, проекты демонтажа трамвайных путей по ул. Красноармейской от ул. Галактионовской до ул. Фрунзе, по ул. Фрунзе от ул. Красноармейской до ул. Крупской, по ул. Крупской от ул. Фрунзе до Хлебной площади и на Хлебной площади».

По информации сопредседателя общественной организации «Город и транспорт» Антона Буслова, департамент городского хозяйства сейчас готовит документацию для проведения конкурса, который определит организацию-подрядчика для проведения работ по демонтажу. «В Воронеже тоже начали с демонтажа трамвая в центре города. В городе у них на тот момент было 22 маршрута и 3 депо, как в Самаре сейчас. А 3 апреля 2009 г. в Воронеже закрыли последний оставшийся маршрут трамвая, т.к. предыдущий мэр города продал землю под трамвайным депо застройщикам. Теперь новые городские власти ищут инвестора, чтобы восстановить электротранспорт в Воронеже», — рассказал Буслов.

В тексте тарховского постановления говорится о том, что демонтаж электролиний вводится «в целях создания благоприятных условий жизнедеятельности граждан и упорядочения движения транспорта в центральной исторической части г. Самары». Но, как объясняет Буслов, трамвайная линия имеет провозную способность до 15 тыс. пассажиров в час, в то время как автомобильная полоса — 1,5 тыс. пассажиров в час, автобусная — 6 тыс. пассажиров в час. На замену одной сцепке из двух трамвайных вагонов надо запустить 3 автобуса большой вместимости.

По подсчетам Министерства транспорта и связи Самарской обл., потребуется запустить дополнительно 160 автобусов. Средства на их приобретение городскому бюджету в условиях кризиса сложно будет изыскать. Эти дополнительные автобусы серьезно затруднят движение в центре города. Кроме того, людям, чтобы добраться к примеру, на пл. Революции, нужно будет совершать пересадку, доплачивая дополнительные деньги. Что же касается экономической обоснованности, то, по словам Буслова, себестоимость перевозок автобусом в Самаре в настоящий момент превышает 14 р., в то время как трамваем — 9,5 р. Про экологию здесь даже и напоминать не стоит.

Похожая ситуация произошла в Казани, где практически полностью за счет частных инвесторов был обновлен автобусный парк города. Но даже то обстоятельство, что обновление происходило в экономически благоприятный для страны период, не помешало властям Казани поднять цену за проезд в общественном транспорте с10р.до15р., чтобы «отбить» инвестиционную составляющую.

Сейчас же, в период кризиса, ни одна компания не пойдет на столь рискованные инвестиции, тем более что автобусный транспорт в среднем на 30% более энергозатратен, чем электрический. В таком случае, по словам Буслова, помимо расходов на обновление автобусного парка появится еще и серьезная нагрузка на городской бюджет по субсидированию перевозок автобусами. Что касается утверждений городских властей о разрушительном воздействии вибрации, производимой трамваями, на здания в исторической части Самары, то в любом случае по- еле достаточно дорогостоящего демонтажа линий нужно еще и провести работы по восстановлению асфальтного покрытия, а стоимость этих работ составляет порядка 50% от стоимости капитального ремонта полотна с перекладкой его по бесшпальной технологии на виброгасящих щитах.

Именно по такой технологии проложены трамвайные рельсы в европейских столицах, где трамвайные пути проходят даже через арки готических храмов.

После известия о подписании постановления инициативная группа жителей Самары обратилась в прокуратуру города с протестом против демонтажа линий электротранспорта. За трамваи вступилось и Министерство транспорта и связи Самарской обл. Заместитель министра транспорта Самарской обл. Владимир Долгов в интервью интернет-порталу 63.ру сказал: «Возможной конечной целью проводимых мероприятий может быть сокращение производственных площадей МП «ТТУ», расположенных в центральной части города, и их дальнейшее коммерческое использование». Свою точку зрения на проблему высказал и губернатор Самарской обл. Владимир Артяков: «Не нужно забывать, что для значительной части населения трамваи и троллейбусы — это не только экологически чистый вид транспорта, но и более доступный, чем, скажем, маршрутные такси. Об этом нельзя забывать, особенно в нынешнее непростое время».

По информации Антона Буслова, инициатива демонтажа линий, как ни странно, исходит не от руководителя департамента транспорта г. о. Самара Валерия Графского, а от руководителя департамента городского хозяйства и экологии Игоря Рудакова (на фото). По словам Буслова, Рудаков, еще будучи на посту начальника городской ГИБДД, лоббировал идею демонтажа трамвайных путей в центре города.

Стоит отметить, что как раз в то время и началось активное обсуждение возможности застройки площадки, ныне занимаемой городским ТТУ. Стоимость участка такой площади в этом районе оценивается в десятки миллионов долларов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.