Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (277) | 13 апреля 2009г.
 

Александр Довгомеля:

Нужно грамотнее управлять муниципальным имуществом

Сейдамет Абреков

В условиях кризиса проблема наполнения городского бюджета Тольятти становится особенно актуальной. На повестке дня — его секвестрование. Снижается уровень собираемости НДФЛ, вместе с тем падают доходы от реализации и эксплуатации городского имущества. Хотя именно имущество могло бы стать тем резервом, который обеспечил бы муниципалитету финансовую «подушку безопасности». О том, как и за счет чего можно увеличить доходы городской казны, в интервью «Хронографу» рассказал председатель постоянной комиссии по муниципальному имуществу и приватизации думы г. Тольятти (ТГД) Александр ДОВГОМЕЛЯ.

- Александр Иванович, какие действенные меры для наполнения городского бюджета в условиях экономического кризиса могут принять чиновники тольяттинской мэрии и есть ли у тольяттинского муниципалитета вообще такой резерв?

- Действительно, нынешние условия заставляют практически всех не только ужиматься по расходам, но и изыскивать новые формы заработка. Городской бюджет может зарабатывать больше, чем раньше, за счет передачи в аренду или продажи муниципального имущества только на условиях торгов и конкурсов. Хочу отметить, что для введения такой процедуры 18 февраля 2009 г. ТГД утвердила предложенные мэрией изменения в положение «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности г. о. Тольятти». Но появление такого решение стало возможным только с подачи федеральных законодателей, внесших изменения в соответствующие федеральные законы уже со 2 июля 2008 г.

Чем же можно объяснить задержку, из-за которой в Тольятти эти нормы ввели только с 18 февраля 2009 г.? В течение этого времени у кого-то заканчивались сроки действия старых договоров аренды. Их продлевали, конкурсы и аукционы не проводили. Цены оставались прежними. Дополнительных средств бюджет не получал. Хотя, безусловно, мог. Кроме того, до 1 июля 2010 г. законодатель на уровне федерации разрешил заключать договоры без конкурсов. Однако стоит понимать: если ты хочешь заработать больше, то, наверное, лучше устраивать конкурс уже сегодня.

- Как вы считаете, теперь, после того как соответствующие изменения в положение о порядке управления и распоряжения объектами муниципального имущества Тольятти внесены и утверждены, ситуация начнет меняться или обстоятельства вновь могут оказаться сильнее логики?

- По сути, мэрия в феврале вынесла на думу поправки в положение, понимая, что по крайней мере до 1 июля 2010 г. можно будет обходиться без аукциона по продаже или аренде принадлежащего ей имущества, т. е. еще чуть более года. Вернее сказать, чиновники получили возможность выбирать, где проводить аукцион, а где-то нет. Могу предположить, что эта отсрочка, скорее всего, появилась в качестве одной из мер по поддержке малого и среднего бизнеса в период начавшегося кризиса. Что может произойти, когда кто-то получает возможность по своему усмотрению принимать решение, где конкурс или аукцион проводить, а где нет? Создание неравных условий для ведения бизнеса. Тот, кто сумел по каким-то причинам получить от мэрии преференции по договору аренды площадей, по сути, получает снижение издержек. О какой поддержке предпринимательства можно говорить, когда один субъект рынка арендует муниципальную площадь за 100 р. и ниже, а другой работает на площадях коммерческого торгового или офисного центра с арендной ставкой 500 р. и выше. Но что самое возмутительное, подобного рода дотации идут за счет налогоплательщиков. Потеря бюджетом этих денег ложится ограничением расходов на те или иные социально важные мероприятия. Поэтому чиновники должны подходить к вопросу проведения конкурсов весьма взвешенно и непредвзято.

- У редакции «Хронографа» есть некоторый опыт общения с мэрией на эту тему. В конце февраля редакция своим официальным запросом попросила предоставить возможность ознакомиться с реестром договоров аренды муниципального имущества. На основании этих данных можно было бы проанализировать цены и сделать обоснованные выводы. Но нам было отказано. Вас не удивляет подобная закрытость мэрии в этом вопросе?

- Здесь следовало бы говорить не об удивлении, а о соблюдении требований федерального законодательства. При подготовке и проведении муниципальных торгов вся информация подлежит опубликованию. Цена муниципальных контрактов подлежит огласке. В этом вопросе не может быть никакой коммерческой тайны. Могу лишь предположить, что в мэрии, возможно, опасаются, что в этих материалах вы обнаружите какие-либо фамилии, название организаций, которые могут навести на вполне определенные мысли. Хотя ни для кого не тайна, что отдельные бывшие чиновники мэрии со временем переквалифицировались в предпринимателей, а некоторые из них даже стали арендаторами муниципальных площадей. Вот и весь секрет.

- Во сколько городу может обойтись все это?

- Когда в феврале на комиссии ТГД по муниципальному имуществу обсуждались проекты решений мэрии о внесении изменений в положение «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности г. о. Тольятти» и в «Методику по определению размера арендной платы за муниципальные нежилые помещения» представителями мэрии называлась сумма около 61 млн. р. Такую сумму бюджет города якобы может недосчитаться только от возврата к уровню арендных ставок начала 2008 г. Что касается объемов недополученных в бюджет средств от непроведения аукционов по аренде, то цифры не назывались. Хотя если кто-то решит подсчитать, то, скорее всего, получит цифру никак не меньше восьмизначной.

Подобные методы работы со стороны тольяттинской мэрии нашли отражение в отчете контрольно-счетной палаты ТГД за 2008 г. КСП сообщила, что в результате проверки эффективности работы департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии в части поступления арендной платы за муниципальные помещения было установлено, что недополученный доход составляет в общей сумме более 26 млн. р. Кроме того, договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключены в нарушение положений закона «О защите конкуренции». В результате этого расчетная сумма выпадающего дохода от сдачи имущества в безвозмездное пользование за 2007 г. составила 68,6 млн. р. Ряд вопросов вызвала работа МП «Рекламное агентство «Волна». Основной деятельностью предприятия являлась сдача в аренду муниципального имущества. Доходы от аренды составили в 2006 г. 87%, в 2007 г. — 92% от полученных доходов. Однако по отдельным договорам аренды размер платы занижен в два, а в некоторых случаях, например, по договору аренды с ООО РПС «Миллениум», в 3,3 раза по отношению к арендной плате, рассчитанной в соответствии с утвержденной методикой. В общем, примеров масса. Выявление подобных нарушений свидетельствует о неудовлетворительной работе и неэффективном использовании муниципального имущества. Результаты проверки были рассмотрены депутатами ТГД и направлены мэру для принятия соответствующих мер. Надеюсь, эти меры приведут к тому, что мы сможем увеличить доходную часть бюджета Тольятти.

- Но ведь процедура аукционов и торгов тоже не всегда оказывается идеальным выходом...

- Согласен. Особенно если вспомнить, каким образом распределялись подряды на ремонт городских дорог. К примеру, зачастую победу в конкурсе одерживала компания, которая банально предлагала самую низкую стоимость за выполнение работ. По одному из лотов первоначальная цена составляла 20,3 млн. р., победителем стало ООО «СтройЭксплуатация», предложившее за свои услуги 5,9 млн. р.

Как показала практика, погоня за дешевизной отражается на качестве ремонта или содержания. Скорее всего, демпинг применяется с простой целью: не дать возможности заработать конкурентам. Поэтому при проведении торгов мэрия должна руководствоваться еще и здравым смыслом. Кроме того, получение муниципального заказа путем демпинга на аукционах может привести и к такой ситуации. Представьте, что вы выиграли на аукционе с начальной ценой 10 млн. р., предложив цену на 70% ниже, чем первоначальная — 3 млн. р. Работы выполняете символически или вообще ничего не делаете. Но все, что может сделать муниципалитет, — оштрафовать исполнителя максимум на 50% от стоимости договора, т. е. в данном случае на 1,5 млн. р. Но если вы ничего не тратите, то можете просто положить себе в карман 15% от первоначальной суммы работ, т. е. 1,5 млн. р.

Также нелишним будет вспомнить о конкурсе по передаче в аренду на 20 лет объектов теплоэнергетики Центрального и Комсомольского р-нов Тольятти, принадлежащих тольяттинскому муниципалитету. Документация на этот конкурс была подготовлена несоответствующим образом, из-за этого конкурс не состоялся. В итоге ОАО «ВоТГК» (ТГК-7) продолжает работать на сетях Центрального р-на и получать от этого доход. Весьма странно, что мэрия до сих пор не объявила о проведении нового конкурса. Хотя изначально проходила информация, что это должно произойти в конце 2008 г. Якобы сейчас идет работа по регистрации сетей Комсомольского и Центрального р-нов. Без регистрации права собственности передать их в аренду не получится. Напрашивается вопрос: что же мешало сделать эту работу раньше и зарабатывать на сдаче в аренду сетей?

Нелишним будет отметить факт того, что зачастую работы по тому или иному объекту в результате победы в аукционе ведет компания, предыдущий опыт которой мало известен руководству этого объекту. Так, в средней школе (СШ) №4 прошел аукцион на выполнение ремонтных работ в здании школы, расположенной по адресу: ул. Октябрьская, 57.

Примечательно, что заявку на участие в аукционе подали 25 фирм. Однако в ходе торгов почему-то единственным, кто изъявил желание осваивать бюджетные средства, стало ООО «СК Госстрой». Причем компания получила подряд, предложив минимально возможный шаг уменьшения первоначальной цены. Руководству СП1 №4 предыдущий опыт этой фирмы неизвестен. Им остается уповать на порядочность победителя аукциона.

- Сейчас идет процесс передачи так называемой «социалки» АВТОВАЗа на баланс тольяттинского муниципалитета. Если учесть не слишком удачный опыт мэрии в управлении своей собственностью, то стоит усомниться, что новое имущество обретет рачительного хозяина. Как вы считаете?

- Процесс передачи непрофильных активов ОАО «АВТОВАЗ» в пользу мэрии Тольятти будет идти достаточно непросто. Но он позволит Волжскому автозаводу избавиться от каких-то затрат. Наверное, не стоит подробно говорить о значимости АВТОВАЗа для Тольятти. Но все-таки на фоне обещанных федеральным правительством средств, предназначенных для приема этих активов городом (за которые надо сказать спасибо), не стоит забывать о возможных проблемах. К примеру, о тратах на содержание, на оплату «коммуналки», которые лягут на бюджет Тольятти. Возмещать их возможно только за счет грамотного управления этим имуществом. Хочу пожелать нам всем прибавить активности и повысить ответственность за эту работу. Думаю, нам все-таки по силам превратить городское имущество в весьма существенную долю в доходах нашего города.