Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (277) | 13 апреля 2009г.
 

LADA против Daewoo

АВТОВАЗ готовится к государственной поддержке

Сейдамет Абреков

С 13 апреля на ОАО «АВТОВАЗ» изменяется режим выпуска автомобилей LADA KALINA и LADA 2105/2107. Он будет идти четыре дня в неделю в одну смену по 6 рабочих часов. Тем не менее эксперты не исключают вариант остановки конвейера в мае из-за перепроизводства. Между тем началась проверка специалистами Счетной палаты (СП) РФ целевого и эффективного использования средств господдержки, предоставленных АВТОВАЗу. Также на прошлой неделе АВТОВАЗ проявил инициативу по введению пошлин для автомобилей Daewoo, ввозимых из Узбекистана.

«Согласно приказу от 9 апреля для персонала, занятого выпуском LADA KALINA и LADA2105/2107 и обслуживанием автомобильного производства, устанавливается режим работы 4 дня в неделю (понедельник, вторник, среда, четверг) в одну смену с продолжительностью рабочих смен 6 часов... Уменьшения объемов выпуска автомобилей не планируется, т.к. в данном случае технология АВТОВАЗа позволяет увеличить темп выпуска...», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа. Это означает, что другая смена будет отдыхать 10 дней и получать за время простоя оплату в размере 2/3 средней заработной платы.

Но эксперты до сих пор не исключают полной остановки конвейера АВТОВАЗа с мая по сентябрь. Это может быть связано с большим количеством непроданных автомобилей. «Таких около 100 тыс. шт.», — рассказал лидер альтернативного вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Однако, по мнению председателя профкома ОАО «АВТОВАЗ» Николая Карагина, непроданных автомобилей — 70-75 тыс. На запрос «Хронографа» о полной остановке конвейера пресс-центр АВТОВАЗа ответил, что «слухи не комментирует». Также пресс-центр не стал предоставлять информацию об официальной версии количества непроданных автомобилей. Между тем, по заявлению Карагина, автозавод не только не будет остановлен, а наоборот, уже к лету возможен вывод производства на полную мощность.

В то же время АВТОВАЗ нашел один из способов увеличения продаж. Издание «Коммерсант» со ссылкой на некое письмо президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса Алешина заместителю министра экономики РФ Андрею Клепачу сообщило о желании добиться ограничения ввоза в РФ из Узбекистана автомобилей Daewoo. «АВТОВАЗ обвиняет Узбекистан в искусственном ограничении импорта российских автомобилей. Сейчас в РФ из Узбекистана ввозится около 100 тыс. Daewoo в год. Пошлины на импорт в РФ новых иномарок недавно были повышены с 25 до 30%, но на импорт Daewoo они не распространяются, поскольку между РФ и Узбекистаном действует соглашение о свободной торговле. АВТОВАЗ будет добиваться введения пошлин, а также повышения НДС, уплачиваемого с узбекских машин», — сообщил «Коммерсант». Такая инициатива АВТОВАЗа видится адекватной на фоне имеющейся информации о регулярной задержке, порой достигающей несколько месяцев, конвертации валюты Узбекистана в доллары или рубли. «В результате импортер LADA в Узбекистан не может расплатиться с АВТОВАЗом за поставленные машины, что фактически означает остановку их ввоза в страну. В 2008 г. было продано всего 9 тыс. товарных LADA в Узбекистане», — пишет «Коммерсант».

По мнению акционера ОАО «АВТОВАЗ» Юрия Целикова, решить проблему с затоваркой можно не только остановкой конвейера, но и грамотной продажей автомобилей. «Дилерская система АВТОВАЗа сегодня находится в реанимационном состоянии. Существует очень большой временной разрыв между принятием решения и его реализацией. Хотя спрос на автомобили есть. Они (руководство АВТОВАЗа. — Прим. авт.) же в третий раз переносят дилерскую конференцию, не общаются с дилерами. Дилеры в недоумении, многие из них находятся в предбанкротном состоянии», — считает Целиков.

Между тем для финансовой поддержки АВТОВАЗа государство приняло решение выделить 25 млрд. р. Эти деньги в виде имущественного взноса получит ГК «Ростехнологии», генеральным директором которой является Сергей Чемезов.

Фактически Чемезов и станет распорядителем этих средств. Как стало известно из сообщения информационного агентства «РБК», Чемезов «категорически против проведения допэмиссии акций ОАО «АВТОВАЗ» в пользу государства». Как сообщает агентство РБК, «Мы (Ростехнологии. — Прим. авт.) рассчитываем в течение двух месяцев получить эти деньги и сразу же передать их АВТОВАЗу», — заявил Сергей Чемезов. Глава ГК напомнил, что ранее была достигнута договоренность со Сбербанком и банком ВТ Б о предоставлении краткосрочного кредита в размере 8 млрд. р. на покрытие текущих расходов АВТОВАЗа, причем каждый из банков предоставит по 4 млрд. р.».

Важно заметить, что, по сообщению официального сайта Счетной палаты (СП) РФ, 3 апреля коллегия СП под председательством Сергея Степашина приняла решение о включении в план работы СП на 2009 г. проверку целевого и эффективного использования средств господдержки, предоставленных АВТОВАЗу. «Значимость темы контрольного мероприятия определяется тем, что ОАО «АВТОВАЗ» является системообразующим предприятием, получившим самую крупную на данный момент сумму господдержки в размере до 25 млрд. р. Проверка, завершение которой планируется в октябре 2009 г., пройдет под руководством аудиторов Валерия Горегляда и Михаила Бесхмельницына», — сообщил департамент информации СП РФ. Наблюдатели отмечают, что работа аудиторов на АВТОВАЗе уже начата. «Какие-то люди из Москвы на АВТОВАЗе сейчас присутствуют. Они уже работают вторую неделю. Бухгалтеры засуетились очень сильно», — сказал Юрий Целиков. Из этого можно сделать вывод, что госструктуры будут очень тщательно следить за движением финансов на АВТОВАЗе. Не исключено, что такое же пристальное внимание будет привлечено к процессу снижения расходов АВТОВАЗа на 19 млрд. р., как того требовал премьер-министр РФ Владимир Путин.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.