Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (293) | 7 сентября 2009г.
 

Недолог был век «XXI века»

Олег Борисов сворачивает видеопрокатный бизнес

Илья Казаков

На прошлой неделе появилась информация, что некогда популярная самарская сеть «XXI век» закрывает свои магазины в Самаре. В двух оставшихся торговых залах в ТЦ «Парк Хаус» и ТЦ «Русь-на-Волге» сейчас проходят масштабные распродажи. По данным источников «Хронографа», сеть магазинов «XXI век» была создана при поддержке самарского бизнесмена Олега БОРИСОВА. Сегодня он является председателем комитета по промышленности, связи и торговли Самарской губернской думы (СГД).

Сеть салонов «ХХ1 век» была одной из старейших на самарском рынке видеопроката. Основанная в 2000 г., по мнению аналитиков, на основе салонов «Энон-видео», во времена становления сеть «XXI век» насчитывала десять салонов, один из которых работал в Тольятти. Источники неразрывно связывают ее создание и существование с самарским бизнесменом и политиком Олегом Борисовым, в прошлом владельцем концерна «Энон». Косвенно это подтверждается тем, что директор ООО «Мультимедиа 21 век», ООО «Медиа Групп 21 век» и ООО «21 век медиа» -обществ, на основе которых создавались магазины «XXI век», числится Людмила Ловягина.

По данным на 10 декабря 2008 г., она являлась действующим членом совета директоров ЗАО «Народный инвестиционный банк», который до ребрендинга назывался «Стабэкбанком». Именно это кредитное учреждение в свое время Олег Борисов приобрел для того, чтобы обслуживать свои бизнес-интересы. В 2007 г. головной офис этого банка был переведен из Ульяновска в Самару с изменением названия (см. «Хронограф» №38 (203) от 22.10.07).

Эксперты связывают закрытие «ХХ1 века» с кризисом модели салонов видеопроката в больших мегаполисах. Интернет-магазины и приход в регион сильных федеральных розничных игроков, вроде «Союза» и «Настроения», постепенно делали работу сети нерентабельной, и за девять лет число салонов сети успело сократиться до двух. Решение свернуть сеть именно в 2009 г. эксперты связывают с небывалым спадом продаж с начала года. Первые три месяца в Самаре федеральные игроки «Союз» и «Настроение» отмечали падение продаж в Самаре на 20-25%. А с начала лета 2009 г. начался сезонный спад, и среднее падение продаж по рынку на текущий момент составило около 40% по сравнению с прошлыми годами.

Критическое снижение покупательского спроса на легальные DVD и CD диски напрямую связано с желанием людей экономить в кризис. Причем с развитием доступного высокосортного Интернета в регионах «экономия» постепенно начала смещаться с покупки пиратских носителей в сторону скачивания фильмов и музыкальных файлов из Сети. И доступность быстрого Интернета явно оказалась не на руку недорогому, но все же платному прокату. Вероятно, Борисов, осознав ситуацию, решил дальше не сокращать количество до фиктивной одной единицы, а предпочел просто избавиться от нерентабельного бизнеса. Площадки в ТЦ съемные, и, чтобы сделать процесс ликвидации максимально безболезненным, магазинам остается только распродать оставшийся ассортимент. Впрочем, у Олега Борисова еще остаются магазины «Энон-Парфюм» в Самаре на ул. Куйбышева, в ТЦ «Русь-на-Волге», в ТЦ «Русь» в Тольятти и ЗАО «НИБ».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.