Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (295) | 21 сентября 2009г.
 

Наломал дров

Качмазова могут обвинить в преднамеренном банкротстве ИжАвто

Денис Федоров

16 сентября Генеральная прокуратура РФ подтвердила факт преднамеренного банкротства ОАО «ИжАвто». По мнению прокуратуры, руководители автозавода намерено обанкротили предприятие, чтобы уйти от обязательств перед кредиторами. Одним из крупнейших таких кредиторов является ОАО «Сбербанк РФ». Эксперты полагают, что ответственность за банкротство ИжАвто лежит и на бывшем владельце завода — Группе «СОК», возглавляемой Юрием КАЧМАЗОВЫМ (на фото).

16 сентября управление по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры РФ сообщило о факте преднамеренного банкротства ОАО «ИжАвто». Уголовное дело было заведено по заявлению представителей Сбербанка РФ, являющегося кредитором ижевского автозавода. Результаты проверки на предприятии выявили факт неправомерных действий по выводу активов ИжАвто. 10 сентября 2009 г. было возбуждено уголовное дело по ст.196 Уголовного кодекса РФ (преднамеренное банкротство).

Если судить по материалам следствия, руководители ИжАвто совершили действия, заведомо влекущие неспособность компании удовлетворить требования кредиторов и исполнять обязательства по уплате платежей.

В апреле 2009 г. бывший владелец ижевского автозавода — Группа «СОК» — продала контрольный пакет предприятия топ-менеджменту завода во главе с гендиректором ОАО «ИжАвто» Михаилом Добындо. Случилось это после того, как завод показал значительные убытки. Сумма сделки составила около S200 млн. По условиям сделки менеджмент должен был рассчитаться за акции не деньгами, а автомобилями.

В мае 2009 г. председатель Счетной палаты (СП) РФ Сергей Степашин сообщил, что СП совместно с Генпрокуратурой планирует рассмотреть законность вывода активов Группой «СОК» с ИжАвто. «Известная частная компания «СОК» бросила их на произвол судьбы, выведя при этом активы, — отмечал Степашин. — Мы сейчас вместе с прокуратурой будем этим заниматься».

В ситуации, когда единственный претендент на ИжАвто — ГК «Ростехнологии» — фактически отказался от его приобретения, банкротство стало неминуемым. Еще одна важная причина — подорожавшие из-за девальвации рубля машинокомплекты для модели Kia Spectra. 4 сентября 2009 г. арбитражный суд Удмуртской Республики рассмотрел дело по заявлению ОАО «ИжАвто» о несостоятельности. Судом была введена процедура наблюдения до 4 марта 2010 г. в рамках возбужденного дела о банкротстве. В течение последнего года автозавод работал в убыток и накопил долги в несколько миллиардов рублей.

Эксперты «Хронографа» полагают, что даже после продажи своей доли в ИжАвто Группа СОК во главе с бенефициаром холдинга Юрием Качмазовым до сих пор продолжает неформально влиять на управление предприятием.

Возможно, именно управленческая политика соковцев, по мнению экспертов, и довела ИжАвто до банкротства. Формально же причиной несостоятельности стали последствия экономического кризиса и падение спроса на автомобили.

«Пока объявлено только о возбуждении уголовного дела, расследование таких дел занимает очень много времени, а главное — неясен их исход, потому что доказать здесь чей-то злой умысел будет очень и очень тяжело, -отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Так что рано говорить о том, кто будет привлечен к ответственности. Не исключен вариант, что никто и дело будет закрыто».

Аналитики считают, что судьба завода зависит от того, как скоро начнет восстанавливаться авторынок, потому как сам завод находится в нормальном состоянии и может выпускать автомобили.

До банкротства ИжАвто аналитики не исключали того, что Группа «СОК» может вернуть актив обратно, если не прямо сейчас, то в среднесрочной перспективе. Например, для того, чтобы пригласить на завод кого-либо из мировых иностранных автопроизводителей из числа тех, кто не имеет сборочного производства в России, но заинтересован в работе на российском рынке. Но теперь это выглядит маловероятным.

Справка:

ОАО «ИжАвто» с августа 2005 г. осуществляет промышленную сборку автомобилей Kia Spectra, с декабря 2006 г. выпускает автомобили Kia Rio JB, с марта 2007 г. — внедорожники Kia Sorento. Также завод производит автомобили ВАЗ-21043 и Иж-27175 «фургон». Проектная мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год.

(по данным отчетности ОАО «ИжАвто»)