Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (298) | 12 октября 2009г.
 

Игорь Шувалов:

Люди обеспокоены, поскольку не понимают, чего им ждать в будущем

Михаил Куракин

8 октября г. Тольятти с рабочим визитом посетил первый заместитель председателя правительства РФ Игорь ШУВАЛОВ. В ходе визита он осмотрел объекты ОАО «АВТОВАЗ», встретился с коллективом автозавода, провел с топ-менеджерами предприятия совещание по социальным вопросам. На встрече с журналистами Игорь Шувалов рассказал о дальнейших перспективах автозавода, сокращении персонала и о передаче социальных объектов предприятия на баланс бюджетов разного уровня.

- Игорь Иванович, какая работа была проделана в ходе визита и какие задачи будут решены в ближайшие дни?

- После того как мы стали понимать, что складывается на АВТОВАЗе и в целом городе, председателем правительства были направлены представители разных ведомств в Тольятти. И в последние дни здесь работают специалисты Министерства экономического развития, Министерства регионального развития и Министерства здравоохранения. Также в последние два дня здесь работают группы из Министерства промышленности. Мы сегодня посетили АВТОВАЗ, различные его цеха. Хочу сказать, что ситуация на различных частях предприятия отличается. Мы видели совершенно современные технологические линии и видели то, что было построено, когда завод только запускался. Настроение у людей в целом нормальное. Но люди обеспокоены, поскольку не понимают, чего им ждать в будущем. Они слышат большое количество различных придуманных историй о том, что будет происходить с численностью предприятия. Мы пообщались с работниками АВТОВАЗа. С теми, кто достиг пенсионного возраста, с теми, кто находится в предпенсионном возрасте, и с теми, кто еще трудоспособен, кому до пенсии далеко. Мы поделились планами со стороны правительства, услышали пожелания со стороны трудового коллектива. На предстоящей неделе нам предстоит разработать программу занятости для тех, кто будет покидать АВТОВАЗ. И нам самым активным образом придется работать до нового года вместе с Ростехнологиями и Renault-Nissan, для того чтобы выходить на принятие окончательных решений по технологическому перевооружению, по модернизации производства. В целом мы считаем, что у АВТОВАЗа есть хорошие, большие перспективы. Реализуются они только после того, как мы будем слаженно работать, выполнять наши планы. Такие перспективы реальны. Нам надо только вместе работать.

- Какие социальные объекты АВТОВАЗа будут переданы в федеральную собственность и, соответственно, какие средства планируется выделить на эти цели?

- Социальная сфера АВТОВАЗа была составной частью этого предприятия. Расходы на содержание этой сети, безусловно, входят в стоимость автомобиля. Того автомобиля, который продается нашим гражданам. Из-за этого его цена становится неконкурентной. Руководство АВТОВАЗа обратилось к правительству с тем, чтобы мы способствовали передаче этих объектов, включая медсанчасть, из собственности предприятия в муниципальную и региональную собственность.

Рассмотрели возможность принятия некоторых объектов на баланс федеральных учреждений. И к настоящему моменту мы пришли к выводу, что 17 объектов мы можем принять в различные уровни власти. Это будет стоить 1,8 млрд. р. Эта работа еще не закончена. Нам надо посмотреть вообще на все учреждения, которые есть на балансе АВТОВАЗа. Проблема эта сложная. Мы сегодня встречались с молодыми мамами, у которых дети в детских садах. Мы встречались с теми, кто посещает медсанчасть и обеспокоен тем, как будут оказываться медицинские услуги, не изменится ли что в обслуживании, не изменится ли принцип цехового обслуживания, который на предприятии существует. Мы исходим из того, что ничего не должно измениться в худшую сторону.

Все должно меняться в лучшую. Но, по крайней мере, при передаче в муниципалитет или в федеральную собственность мы должны обеспечить хотя бы тот же уровень обслуживания. Ну а по деньгам я уже сказал. Это будет 1,8 млрд. р. на 2010 г.

- Известно, что правительство Самарской обл. разработало свой пакет мер по поддержке АВТОВАЗа. Как федеральный центр намерен поддерживать эту инициативу?

- Губернатор выступил с инициативой, которая шире, чем просто поддержка АВТОВАЗа. В этих предложениях есть определенные меры по развитию автомобильного кластера вокруг г. Тольятти, по тому, как создавать рабочие места, которые в т.ч. связаны с автопромом. Это и создание свободной экономической зоны и технометрической зоны. Предложения различные, но в целом мы относимся позитивно к таким предложениям. Они сейчас находятся на изучении в Министерстве экономического развития. В предварительном плане я с министром экономического развития проводил совещания. Мы считаем, что такие меры можем поддержать. Однако они не будут являться исчерпывающими и достаточными для того, чтобы мы в целом могли обеспечить технологическое перевооружение АВТОВАЗа и обеспечивать новыми рабочими местами большое количество людей, которым потребуется работа. Поэтому мы считаем, что нам придется эту работу продолжить. Исходим из того, что мы должны временно предоставить тем, кто будет высвобождаться с АВТОВАЗа, возможность работать и получать заработную плату по трудовому договору до двух лет. И в течение этого времени, вместе с акционерами, т.е. с Ростехнологиями и Renault-Nissan, мы уже будем в состоянии предложить новые рабочие места, которые будут созданы в процессе модернизации.

- Планирует ли государство помочь в создании нового производства?

- Я уже сказал, что мы будем работать по этому поводу. Губернатор выдвинул определенные инициативы. Мы с этими инициативами согласны. Однако эти инициативы говорят о занятости нескольких тысяч человек. А город с численностью 720 тыс. человек требует дополнительных рабочих мест. Это десятки тысяч. Мы исходим из того, что это автопром и другие возможности, которые будут здесь развиваться. Мы, конечно, будем помогать, федеральные средства для развития этой программы будут предоставлены.

- Что правительство России планирует получить от Renault в качестве вклада в модернизацию АВТОВАЗа?

- Встречи между акционерами проходят постоянно. Сегодня в том числе. И вы знаете, что на этой неделе председатель правительства встречался и с Ростехнологиями, и с представителями нашего зарубежного партнера. Наши партнеры подтверждают, что они заинтересованы в развитии АВТОВАЗа. Их инвестиции в АВТОВАЗ носят стратегический и долгосрочный характер. Наши партнеры подтверждают, что готовы предоставить для развития АВТОВАЗа самые современные и серьезные технологии, которые будут оценены.

Оценены прозрачным способом. Чтобы не было споров о том, у кого, сколько и какие технологии стоят. После оценки они будут предоставлены и внесены в капитал АВТОВАЗа.

- Можете конкретизировать, чем вы успокоили сегодня тех, кто уже находится в пенсионном возрасте, собирается уходить через два года и всех остальных?

- Во-первых, мы выложили все карты на стол. Сотрудники предприятия рассказали, почему они взволнованны. Они взволнованны потому, что им никто четко не сказал, какова их дальнейшая судьба и что их ожидает. Называются различные огромные цифры по ожидаемым увольнениям. Могу сразу сказать, что это вранье. Никаких таких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Больше того, всю эту работу мы будем проводить вместе с АВТОВАЗом. Мы — я имею в виду федеральный центр и Министерство промышленности и торговли, региональное правительство во главе с губернатором и руководством АВТОВАЗа. Никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством АВТОВАЗа. Мы исходим из того, что это совместная ответственность. И люди, которые проработали десятки лет и являются ветеранами АВТОВАЗа, должны найти свое достойное место, в т. ч. обеспечивая технологическое перевооружение на этом предприятии. Исходим из того, что сокращаться люди будут за счет сокращения мест, на которых работают либо пенсионеры, либо люди предпенсионного возраста. Мы договорились, что им будет предоставлена возможность работать по трудовому соглашению до двух лет на других участках. Не там, где они сегодня работают. Им будет предоставлена другая работа. В первую очередь эта работа будет связана с подготовкой старых цехов под принятие новых технологических линий. Мы услышали, что к такой работе ветераны готовы. Они преданы своему предприятию. Хотят видеть АВТОВАЗ модернизированным, логотип ЛАДА сохраненным. Мы считаем, что вместе мы сможем эту работу проделать. Я получил указание от председателя правительства добиться того, чтобы люди переводились со своих рабочих мест только тогда, когда им будет предложена работа. Это будет в рамках АВТОВАЗа. Мы посмотрели сегодня на успешный опыт. Уже есть такой опыт на АВТОВАЗе. Работают многие люди на общественных работах, помимо основной работы. Мы видели, как это происходит. В совокупности люди имеют возможность поддержать себя и свои семьи. Мы исходим из того, что это временный период. В течение года-двух мы должны вместе сделать так, чтобы ситуация стабилизировалась. Мы должны выйти на совершенно другой уровень выпускаемого автомобиля. Для этого есть все возможности. Мы видели хорошие заделы в НТЦ. Нам надо только научиться эти хорошие разработки, которые предоставляют дизайнеры, инженеры, выпускать в большом объеме. Чтобы было хорошее качество.

- Юридически как будет выглядеть новое производство?

- Могу сказать предварительное решение. Окончательное мы будем принимать после того, как взвесим все за и против. Скорее всего, это будет дочернее предприятие АВТОВАЗа, которое будет финансироваться в т. ч. за счет средств федерального бюджета. НТЦ, который существует на АВТОВАЗе, аналог ему вряд ли вы сможете найти где-то в Восточной Европе. Эта единица АВТОВАЗа насчитывает в целом до 5 тыс. человек высокопрофессиональных людей, которые в состоянии придумывать и воплощать конкурентные идеи. Проблема в том, что мы не можем их идею реализовать в массовом производстве. Сейчас мы должны вместе с нашими французскими партнерами, исходя из той ситуации, в которой находимся, довести все это до технологической линии.