Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (298) | 12 октября 2009г.
 

Странная логика

Падение количества обучающихся не мешает росту объемов финансирования допобразования

Евгения Андросова

28 сентября Автозаводский районный суд оставил без рассмотрения по существу жалобу педагогического коллектива муниципального оздоровительно- образовательного центра «Поиск» на бездействие прокуратуры г. Тольятти. Руководство фактически ликвидированного центра «Поиск» требовало от прокуратуры провести надлежащую проверку того, как используются бюджетные средства, выделенные на присоединение центра «Поиск» к ДТДиМ. Заявления педагогов в прокуратуру о нецелевом использовании выделенных средств небезосновательны. Об этом свидетельствуют и результаты проверки КСП ТГД. Причем есть основания полагать о системности этих нарушений.

Стоит напомнить, что в сентябре в Тольяттинской городской думе (ТГД) был заслушан отчет контрольно-счетной палаты (КСП) думы по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных департаменту образования на организацию допобразования в 2008-2009 учебном году (см. «Хронограф» №31 (295) от 21.09.09). Проверка КСП выявила многочисленные нарушения, в т. ч. несоответствие количества заявленных и реально обучающихся детей и как следствие нецелевое финансирование учреждений допобразования. При этом небольшие суммы нарушений не дают возможности применить действительно серьезные меры наказания.

Все это происходит на фоне ставших уже хроническими финансовых нарушений в виде нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств по линии образования. Так, КСП из года в год, начиная с 2003 г., выявляет массу подобных финансовых нарушений (см. «Хронограф» №34 (249) от 08.09.08). Кроме того, однотипность выявляемых ошибок позволяет судить не только об их системном характере, но и, вероятно, преднамеренности. Однако до поиска виновных и вынесения наказания дело ни разу не доходило.

Любопытно, что при повторном секвестре бюджета Тольятти в этом году департаменту образования было добавлено 45,7 млн. р.

Учитывая весь опыт, основанный на анализе отчетов КСП, а также если проанализировать объемы бюджетного финансирования в период с 2004 по 2009 г., которые росли, количество обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей (МОУ ДОД) за тот же период, которое падало, и нормативы на одного ребенка, можно обнаружить ряд закономерностей.

Нормативы бюджетного финансирования на одного учащегося МОУ ДОД с 2004 г. утверждались постановлениями мэра г. Тольятти. С 2006 г. — решениями ТГД. При этом проект нормативов для спортивных школ, домов и дворцов молодежи и прочих МОУ ДОД каждый год готовился департаментом образования. В 2009 г. в нормативных документах типы учреждений были расширены. Появились специализированные спортивные школы олимпийского резерва. Кроме того, в каждом типе учреждения делятся еще и по категориям: высшей, первой и не имеющие категории.

Изменение объемов бюджетного финансирования учреждений дополнительного образования То
Изменение объемов бюджетного финансирования учреждений дополнительного образования То

В результате чего теперь думой утверждается 12 нормативов учреждений разных типов и категорий вместо трех ранее. При этом нормативы имеют тенденцию ежегодного роста. С 2004 г. они увеличились в Тольятти более чем в 2,5 раза. Объемы бюджетного финансирования за 5 лет также выросли более чем в два раза, с 113 млн. р. в 2004 г. до 256 млн. р. в 2009 г. При этом количество учащихся в МОУ ДОД за этот период сократилось на 12%, или на 7,3 тыс. детей.

Данную статистику руководитель департамента образования мэрии Тольятти Ирина Кочукина комментирует следующим образом. «Нормативы бюджетного финансирования имеют тенденции к росту в связи с ростом заработной платы, а также с учетом инфляционных процессов и ростом цен на товары и услуги», -рассказала она о причинах роста нормативов на одного учащегося. Из слов Кочукиной можно сделать вывод, что зарплата педагогов, работающих в сфере допобразования, с 2004 г. тоже должна была вырасти более чем в 2,5 раза, как и объем финансирования. Хотя вряд ли кто из педагогов сегодня это подтвердит. Что касается инфляционной составляющей, то за последние пять лет ежегодный уровень инфляции находился в пределах 13%, т.е. за пять лет он никак не мог превысить 100%. Как следствие, увеличение объемов финансирования более чем в два раза не может объясняться только этими причинами. О причинах другого толка остается только догадываться. Хотя недавняя проверка КСП учреждений дополнительного образования дала основание для предположений о наличии проблем, связанных с приписками.

Примечательно и то, что увеличение объемов финансирования происходит на фоне почти ежегодного снижения количества учащихся.

Тенденцию снижения количества обучающихся в МОУ ДОД Ирина Кочукина прокомментировала следующим образом: «Это объясняется рядом причин: снижением количества детей школьного возраста, организацией автоматизированного учета обучающихся, исключением дублирования одних и тех же учащихся».

Стоит напомнить, что появление автоматизированной системы учета является следствием введения персональных сертификатов допобразования в 2008 г. При этом организация любого автоматизированного учета, как правило, должна приводить к оптимизации расходов. Иначе смысл в нем пропадает. Но только почему-то в тольяттинском департаменте образования считают, что система автоматизированного учета способна лишь привести к уменьшению численности обучающихся. Наверное, благодаря этой системе попросту выявили несанкционированные департаментом приписки (см. «Хронограф» №12 (276) от 06.04.09).

Комментарии

Ирина КОЧУКИНА, руководитель департамента образования мэрии Тольятти

- Объемы бюджетного финансирования ДТДиМ увеличивались, т.к. имел место рост как в количестве обучающихся в данном учреждении, так и в увеличении общих объемов бюджетного финансирования отрасли, в т.ч. и МОУ ДОД. Количество учреждений дополнительного образования с 2004 г. уменьшилось с 48 до 32, что связано с реструктуризацией сети образовательных учреждений, направленной на более эффективную работу учреждений и повышение эффективности использования бюджетных средств.

Владимир ЛЕБЕДЕВ, директор центра «Поиск»

- Наша система дополнительного образования детей — это уникальная в мире система. Она — зона гармоничного развития личности. А у нас учреждения из живого организма, где можно развиваться, превращены в механизм по выколачиванию денег. Аудит должен быть по живым головам. Это тяжело, поэтому аудитор никогда этого не делает. Зато прокуратура может провести такую проверку. Считать по виртуальным душам — дурить горожан. Кроме того, должна быть определенная концепция аудита, которой нет в прошедших проверках. Мы добиваемся такой реальной проверки.

По сути, мы пережили три рейдерских захвата. Шесть раз мы обращались в уголовный суд. За принципиальную позицию в защите нарушенных конституционных прав работников и воспитанников «Поиска» я был уволен семь раз, а трудовой коллектив — три раза. Пять моих увольнений уже отменены как незаконные, по двум идут разбирательства. Педагогам удалось отстоять свои конституционные права более чем в 30 судебных разбирательствах. Целый ряд решений суда обладает преюдиционной силой. Прокурорское расследование неизбежно повлечет целый ряд громких уголовных дел в отношении ответственных должностных лиц мэрии, ДТДиМ, а также работников прокуратуры, обеспечивавших высокопоставленным чиновникам иммунитет от правосудия. Скрывая допущенные нарушения закона, прокуратура города 14 раз дезинформировала администрацию президента РФ.