Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (301) | 2 ноября 2009г.
 

Прицепы преткновения

ТЗК «Самара» задумалась о продаже автозаправщиков

Сейдамет Абреков

20 октября ЗАО «Топливно-заправочная компания (ТЗК) «Самара» и ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» продолжили спор в Арбитражном суде Самарской обл. Пока процесс на стадии предварительного заседания. ТЗК «Самара» подала иск аэропорту о признании права собственности. Спор идет за шесть полуприцепов-автозаправщиков, которые 11 лет назад «Курумоч» передал в качестве взноса в уставный капитал при организации ТЗК «Самара».

ЗАО «ТЗК «Самара» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской обл. о признании права собственности на спорное имущество. Ответчиком в этом процессе выступает ОАО «Международный аэропорт «Курумоч». 20 октября состоялось первое предварительное слушание этого дела. «В данном случае речь идет о признании собственности ЗАО «ТЗК «Самара» на шесть полуприцепов- автозаправщиков (топливозаправочных прицепов) воздушных судов, которые одиннадцать лет назад ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» передало в качестве взноса в уставный капитал при организации ТЗК «Самара», — сообщила о сути происходящего специалист по работе со СМИ аэропорта «Курумоч» Светлана Козлова.

ЗАО «ТЗК «Самара» находится на территории аэропорта и оказывает услуги по обеспечению авиатопливом воздушных судов. ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» владеет имуществом аэропорта. Контрольный пакет ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» в 51% находится у Федерального агентства по управлению государственным имуществом. 40,16% принадлежит ОАО «Расип-Партнер», 8,62% — 911 гражданам РФ (по реестру акционеров от 26 декабря 2007 г.). Остальные 0,22% контролирует Ramswood Limited, зарегистрированная в Республике Кипр.

В данный момент владельцем 100% акций ЗАО «ТЗК «Самара» является ООО «Лукойл-Аэро».

В свою очередь единственным учредителем ООО «Лукойл-Аэро» является ОАО «Нефтяная компания (НК) «Лукойл». Стоит напомнить, что 3 декабря 2007 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ выдала положительное заключение на ходатайство ООО «Лукойл-Аэро» и компании LUKOIL Aviation Bulgaria EOOD о покупке 100% голосующих акций ЗАО «ТЗК-Самара».

«ФАС РФ выяснила, что ЗАО «ТЗК-Самара» занимает доминирующее положение на рынке авиационного топлива в аэропорту Самары. Приобретение ООО «Лукойл-Аэро» и LUKOIL Aviation Bulgaria EOOD 100% голосующих акций (ООО «Лукойл-Аэро» — 99,9988% и LUKOIL Aviation Bulgaria EOOD -0,0012%) ЗАО «ТЗК «Самара» может привести к ограничению конкуренции на рынке авиационного топлива в аэропорту города», — сообщала ФАС РФ. Тем не менее покупка акций была одобрена.

Однако структуры НК «Лукойл» стали контролировать ТЗК «Самара» относительно недавно. Ранее ЗАО «ТЗК «Самара» находилось в оперативном управлении людей из Группы компаний (ГК) «Вид», контролируемой Алексеем Ушамирским. При этом, согласно данным Росстата, вплоть до 1 февраля 2009 г. 61% акций ЗАО «ТЗК «Самара» находились у ОАО «Международный аэропорт «Курумоч». Генеральным директором ТЗК «Самара» в те годы был Владимир Косов. Причем Косов был связан с бизнесом ГК «ВИД» не только по линии ТЗК «Самара». Он занимал определенные должности в т.ч. и на предприятиях сельхозсектора, которые тоже входили в сферу интересов Ушамирского. Так, например, Косов был членом совета директоров ОАО «Безенчукский элеватор», которое было задействовано в бизнес-проектах ГК «Аликор».

Примечательно, что после перехода 100 % акций ЗАО «ТЗК «Самара» в собственность ООО «Лукойл-Аэро» Владимир Косов остался генеральным директором ЗАО «ТЗК «Самара». Из чего можно сделать предположение, что ГК «Вид» и Алексей Ушамирский по-прежнему могут оказывать влияние на деятельность ЗАО «ТЗК «Самара». Скорее всего, именно от них исходила идея передачи акций ТЗК «Самара» структурам «Лукойла». В ином же случае ГК «Вид» могла быть полностью отстранена от контроля за топливным бизнесом на территории аэропорта. К примеру, по инициативе ОАО «НК «Роснефть», активно работающей в Самарской обл.

Спор за собственность между ЗАО «ТЗК «Самара» и ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» наблюдатели трактуют как соперничество между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и ОАО «НК «Лукойл». Ответ на запрос «Хронографа» от ЗАО «ТЗК «Самара» на момент подготовки материала получен не был.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Светлана КОЗЛОВА, специалист по работе со СМИ ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»

- В настоящее время ТЗК «Самара» планирует продать полуприцепы, однако для этого у ТЗК имеются не все правоустанавливающие документы и для их получения необходимо решение вопроса через суд. Урегулирование данного вопроса является чисто формальным, рабочим и решается, в принципе, исключительно через суд. Иным способом постановка на учет полуприцепов-автозаправщиков и получение на них номеров невозможно. ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» в данном случае является ответчиком формально, поскольку иск аэропорт признает, однако в решении вопроса оказать помощь ТЗК «Самара» не может, поскольку также не владеет документацией на эти машины.