Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (302) | 9 ноября 2009г.
 

Конфиденциальный бизнес

Самарский ЕИРЦ работает вне правового поля

Иван Григорьев

5 ноября руководству МП «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ) в очередной раз было указано на несоответствие факта его создания нормам ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По ОКВЭД основным видом деятельности ЕИРЦ является денежное посредничество. Однако перечнем полномочий органов местного самоуправления такой вид деятельности ст. 17 ФЗ № 131 не предусмотрен. Между тем в типовом агентском соглашении между ЕИРЦ и самарскими управляющими компаниями ЖКХ к обязательствам МП отнесено проведение посреднических денежных операций.

На прошлой неделе председатель КСП Думы г.о. Самара (ДГОС) Зиляра Гатиятуллина напомнила, что протест прокурора города о неправомерности деятельности ЕИРЦ до настоящего времени не отозван.

МП «ЕИРЦ» было создано 10 октября 2007 г. Основным видом деятельности предприятия по ОКВЭД в момент его создания было заявлено денежное посредничество (код 65.1). В соответствии с нормами п. 4 ст. 51 «Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом» ФЗ №131 органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Перечень вопросов местного значения для городского округа изложен в ст. 16 ФЗ №131. Ни о каком денежном посредничестве там речь не идет. Более того, нет такого вида деятельности и в перечне полномочий органов местного самоуправления, изложенного в ст. 17 ФЗ №131. Следовательно, как создание МП «ЕИРЦ», так и его функционирование, скорее всего, происходят вне правового поля. Между тем от деятельности этой организации зависит стабильность функционирования всего сектора ЖКХ Самары.

На прошлой неделе также выяснилось, что МП «ЕИРЦ», возглавляемое Николаем Левковицким (на фото), продолжает заключать агентские договоры с управляющими организациями ЖКХ. «С сентября оформлены договорные отношения с ООО «Ремжилуниверсал» в Октябрьском р-не, с октября — с ООО «Содружество «Мой дом» в Красноглинском р-не. Деятельность МП «ЕИРЦ» и управляющих компаний регламентируется условиями заключенных двухсторонних договоров», — сказано в ответе на запрос «Хронографа», который отправлялся на имя Левковицкого.

В распоряжении «Хронографа» имеется копия такого договора. Предмет договора заключается в следующем: «Принципал (УК) поручает, а Агент (ЕИРЦ) принимает на себя обязательство от имени и за счет Принципала выполнять работы (услуги) по начислению, учету, организации сбора, обработке, распределению (расщеплению) по согласованию с Принципалом, перечислению платежей населения за жилищно- коммунальные услуги». В соответствии с договором в обязанности ЕИРЦ входит: «Производить начисление платежей населения...» (п. 2.1.1.); «Вести учет поступивших платежей населения за жилищно- коммунальные услуги на отдельном расчетном счете, открытом для осуществления деятельности в рамках данного договора...» (п. 2.1.7.);

«Еженедельно производить расщепление поступивших платежей населения за жилищно- коммунальные услуги по поставщикам и видам услуг...» (п. 2.1.8.); «Еженедельно на основании согласованных с Принципалом реестров производить перечисления платежей Принципалу, а также оплату энергоснабжающим организациям и поставщикам жилищно- коммунальных услуг...» (п. 2.1.9.). Учитывая, что ЕИРЦ собирает с населения платежи за услуги, которые оказывает третья сторона, назвать эту деятельности иначе как финансово- посреднической сложно. Тем более что ЕИРЦ на этом еще и зарабатывает. «Вознаграждение Агента по настоящему договору составляет 4% (в т.ч. НДС 18%) от сумм платежей, поступивших от населения в счет оплаты за жилищно-коммунальные услуги», — сказано в п. 4.3. договора. В договоре также есть раздел о конфиденциальности информации об условиях, прописанных в нем. Учитывая то, что ЕИРЦ работает со всеми УК Самары и всем населением города, условие конфиденциальности этого договора выглядит более чем нелепо. Хотя в ЕИРЦ, наверное, полагают, что им есть что скрывать.

При этом в ЕИРЦ реально понимают и признают, что собираемые с населения деньги могут быть использованы на иные цели, нежели оплату поставляемых энергоресурсов. «Централизация расчетов с энергоснабжающими организациями за поставленное тепло, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение исключает возможность отвлекать и использовать на другие цели платежи населения по данным видам услуг», — сказано в ответе руководства ЕИРЦ. Однако директор одной из УК в беседе с корреспондентом «Хронографа» сообщил, что МП часто нарушает условия агентского соглашения. «К сожалению, ЕИРЦ может, к примеру, не перечислить причитающиеся нам средства в полном объеме по устной указке чиновников из департамента городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ), — пояснил собеседник. -У нас, в свою очередь, нет возможности точно проверить, все ли деньги, приходящие на счета МП, направляются потом в наш адрес».

Доказательством тому, что задержки выплат у ЕИРЦ имелись, стал акт проверки КСП. Более того, средства порой не просто задерживаются, а могут уходить сторонним юридическим лицам без объяснения причин. И этот момент также отражен в отчете КСП.

В ответе на запрос «Хронографа» руководство ЕИРЦ сообщило, что МП имеет право оказывать дополнительные виды услуг сторонним организациям на договорной основе: «Ведение архивов данных муниципального жилого фонда и приватизированных квартир, ТСЖ, ЖСК, частного индивидуального сектора, предоставление информационных услуг...».

Вне всяких сомнений, ЕИРЦ является держателем колоссального информационного ресурса — динамично обновляемой базы данных собственников жилья, которой нет даже в ЗАГСе. Такой инструмент бесценен для тех, кто собрался участвовать в выборах. База данных ЕИРЦ дает возможность делать срез практически по всем социальным параметрам.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Структура затрат МП «ЕИРЦ» в 2008 г.: комиссия банков и почты — 46%; зарплата персонала — 26%; налоги — 12,4%; прочие расходы — 15,6%.

Проведение платежных операций: филиал «Поволжский банк» ОАО «Сбербанка РФ» — 51,3%; ФГУП «Почта России» — 37,5%; ЗАО АКБ «Газ-банк» — 9%; прочие банки — 2,2%.

(По данным отчета КСП ЦТ ОС)

Комментарии

Владимир СЮСИН, председатель комитета ДГОС по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ

- Задержку средств на балансе ЕИРЦ можно объяснить нерадивостью чиновников или же их тайными замыслами. В то, что эти деньги должны пойти на покрытие выпадающих доходов, поверить сложно. В ближайший четверг на заседании комитета мы рассмотрим этот вопрос и заслушаем отчет департамента финансов по сложившейся ситуации.

Михаил КУЦЕВ, председатель комитета ДГОС по бюджету и налогам

- ЕИРЦ — не банковская организация, он не может запускать средства в оборот или кредитовать кого-то, размещать депозиты и т.д. Поэтому деньги «зависают», скорее всего, по указанию вышестоящего начальства.