Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (302) | 9 ноября 2009г.
 

Указал безвозвратный путь

Путин призвал «простить» долги АВТОВАЗу

Сейдамет Абреков

3 ноября премьер-министр РФ Владимир ПУТИН в ходе совещания кабинета министров заявил о необходимости решения проблемы невозвратных долгов ОАО «АВТОВАЗ» силами государства. По версии Путина, речь идет о 38 млрд. р. По его же словам, общая сумма, необходимая АВТОВАЗу, — 54,8 млрд. р. Заявление премьера по срокам совпало с заявлением корпорации General Motors (GM) об отказе продажи акций Opel консорциуму канадской компании Magna и ОАО «Сбербанк РФ». При таком раскладе в выигрышном положении оказывается государственная корпорация (ГК) «Ростехнологии», которую фактически освободят от возврата 25 млрд. р. государству.

3 ноября в эфире телеканала ОРТ была распространена информация о том, что правительство РФ поможет АВТОВАЗу расплатиться с долгами. Первоисточником информации стал премьер-министр РФ Владимир Путин. Он изложил ее на совещании правительства по социальным вопросам. «Нам придется решать проблему невозвратных долгов предприятия. Рассмотрение имеющихся материалов во всей совокупности показывает, что это кругленькая сумма — 38 млрд. р.», — сообщил Владимир Путин министрам. Важно отметить, что свое заявление он сделал практически одновременно с получением известия об отказе корпорации GM продать акции Opel консорциуму канадской компании Magna и ОАО «Сбербанк РФ». Можно предположить, что деньги, предусмотренные для сделки по Opel, будут теперь перенаправлены на помощь АВТОВАЗу. Фактически такой ход событий поставил точку в споре о том, какую выгоду будет иметь российский автопром от покупки Opel. По поводу случившегося и перспектив Opel пресс-служба GM заявила следующее: «Общие затраты по реструктуризации составят около 3 млрд. евро, что значительно меньше, чем все предложения, поступившие от сторонних инвесторов».

Лоббистами сделки с GM выступали президент Сбербанка Герман Греф, а также Группа «ГАЗ», подконтрольная Олегу Дерипаске. Фактически их оппонентами выступала ГК «Ростехнологии», генеральным директором которой является Сергей Чемезов. В сентябре в ходе VIII Международного инвестиционного форума в Сочи Герман Греф заявил: «Если сделка не состоится или передачи технологий Opel российской стороне не произойдет, то все время, которое мы затратили на переговоры, можно считать безнадежно потерянным» (см. «Хронограф» №32 (296) от 28.09.09). На том же форуме президент АВТОВАЗа Игорь Комаров рассказал о планах создания совместного с Renault и Nissan производства по изготовлению автокомпонентов. Причем, судя по всему, он озвучил позицию ГК «Ростехнологии».

ГК «Ростехнологии» предоставили АВТОВАЗу беспроцентный заем на 25 млрд. р. Автозавод получил деньги до 10 мая 2009 г. АВТОВАЗ должен вернуть этот долг во II кв. 2010 г., после чего Ростехнологиям предстояло вернуть эту сумму государству. Можно констатировать, что автогигант этого не сделает.

Между тем 10 ноября президенту РФ Дмитрию Медведеву должны доложить результаты проверки Генпрокуратуры деятельности всех госкорпораций, в частности Ростехнологий (см. «Хронограф» №28 (292) от 31.08.09). Эта проверка была начата 27 августа. Проверяющие должны внести предложения, в т.ч. о целесообразности дальнейшего использования такой организационно- правовой формы, как госкорпорация.

Но 38 млрд. р. — это не все, что необходимо АВТОВАЗу. «Недостаточно просто погасить долги. Нужно обеспечить необходимые средства на развитие предприятия... В общей сложности это 54,8 млрд. р.», — сказал Владимир Путин.

Фактически премьер-министр РФ начал готовить правительственные круги и общественное мнение к тому, что необходимо решать проблему невозвратного долга АВТОВАЗа силами государства. В этом свете еще более актуальным становится прогноз экспертов «Хронографа» о конвертации долга АВТОВАЗа перед Ростехнологиями в акции ОАО «АВТОВАЗ» (см. «Хронограф» №36 (300) от 26.10.09). Новые вливания госсредств в АВТОВАЗ, скорее всего, также будут конвертированы в акции.

Пока на АВТОВАЗе не готовы прокомментировать заявление Путина. Ожидается, что ясность в позиции АВТОВАЗа появится после приезда в Тольятти 9 ноября первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. В сферу его ответственности, помимо всего прочего, входят вопросы, связанные с функционированием госсобственности. Скорее всего, после визита Шувалова на АВТОВАЗе начнут готовить проспект эмиссии для выпуска конвертируемых облигаций.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Фриц ХЕНДЕРСОН, президент и главный исполнительный директор GM

- Мы высоко оцениваем усилия, предпринятые Magna и ее партнерами в России с целью достижения справедливого соглашения. GM также надеется возобновить работу с ГАЗ напрямую, чтобы содействовать модернизации его производственных мощностей.