Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (303) | 16 ноября 2009г.
 

Рычаг Тархова

Мэр Самары сумеет до выборов сохранить влияние на рынке ЖКХ

Иван Григорьев

На прошлой неделе информация о возможностях МП «ЕИРЦ» манипулировать управляющими компаниям (УК) по предоставлению населению услуг ЖКХ получила подтверждение. Гендиректор УК ООО «Содружество «Мой дом» Сергей СОЧАГИН косвенно подтвердил, что получить часть жилфонда, который ранее обслуживался другой УК, удалось благодаря содействию руководства МП «ЕИРЦ». И это лишь малая часть того, на что способен ЕИРЦ в условиях предстоящих в Самаре выборов. Анализ нынешней конфигурации рынка услуг ЖКХ в Самаре показывает, что в 2007-2008 гг. мэр города Виктор ТАРХОВ (на фото), скорее всего, формировал его с учетом желания переизбраться на второй срок.

Избравшись осенью 2006 г. мэром Самары, Виктор Тархов уже в начале 2008 г. полностью сумел переформатировать весь рынок услуг ЖКХ в городе. Почти за год удалось перевести весь жилфонд Самары под управление частных компаний. Такой оперативности есть несколько объяснений. Рынок услуг ЖКХ — это колоссальный финансовый поток. Способность его контролировать дает возможность руководству города чувствовать себя более-менее независимо. Вполне логично, что Тархова не могла устраивать система, выстроенная предыдущим мэром Георгием Лиманским. Вторым объяснением могло стать то, что Тархову, скорее всего, пришлось выполнять взятые накануне выборов перед определенными группами влияния некоторые обязательства.

Самой крупной УК в Самаре сейчас является ЗАО «ПТС-Сервис». Она управляет жилым фондом сразу в четырех районах города — Советском, Железнодорожном, Октябрьском и Самарском. Обслуживает около 8 млн. кв. м. Остальные УК обслуживают примерно от 80 до 160 тыс. кв. м.

Гендиректор «ПТС-Сервиса» Сергей Стрельников ранее был председателем комитета ЖКХ Промышленного р-на. Компания имела связи со структурами ФПГ «Волгопромгаз». Департамент городского хозяйства Самары на тот момент возглавлял один из бывших топ-менеджеров ВПГ Сергей Рубаков. Ввиду этого можно предположить, что успех УК ЗАО «ПТС-Сервис» был вполне ожидаем.

Первые конкурсы на управление жилым фондом в Самаре были проведены еще в сентябре-декабре 2007 г., последний — в апреле 2008 г. (см. «Хронограф» №22 (237) от 02.06.08). Договоры были заключены на три года. Т.е. срок их должен был закончиться накануне выборов мэра Самары, которые планировались на осень 2011 г. Возможность решать судьбу дальнейшего функционирования бизнеса УК давала Тархову возможность подойти к выборам 2011 г. наиболее подготовленным для переизбрания на второй срок, быть вне конкуренции.

После столь продуманной конфигурации Тархову было о чем задуматься, когда в феврале 2009 г. с подачи руководства области на законодательном уровне было принято решение о переносе выборов мэра на 2010 г.

Структуры, стоящие за УК, в одночасье получили шанс теперь самим диктовать условия мэру. Вероятно, так оно и было бы, если бы не один нюанс. Все расчеты населения с УК были заведены в МП г.о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ). Создано оно было в 2007 г., как раз накануне проведения аукционов по передаче жилфонда в управление УК.

База данных ЕИРЦ формировалась за счет передаваемой информации из комитетов ЖКХ районных администраций Самары. Целесообразность деятельности созданного МП «ЕИРЦ» не соответствует нормам ст. 16, ст. 17 и ст. 54 ФЗ №131«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (см. «Хронограф» №38 (302) от 09.11.09). В Тольятти, например, дело до подобных вещей не дошло. Однако это не вызвало возмущения со стороны УК, получивших доступ к жилфонду во время первых аукционов. И это даже при том, что они, по сути, оказались оторваны от плательщиков посреднической структурой. Не исключено, что данный факт мог быть следствием неформальной паритетной договоренности между Тарховым и людьми из ВПГ. В противном случае мэр, отдав им жилфонд, мог окончательно потерять над ним контроль.

Это был достаточно дальновидный шаг Тархова. Наличие МП «ЕИРЦ» сегодня дает мэру возможность вести удобный для себя диалог с УК уже с весны 2010 г., не дожидаясь окончания срока действия договоров. Для этого достаточно будет лишь показать, что незаменимых УК нет и что на их место легко могут прийти новые. То, как это может быть реализовано, осенью этого года было показано в Красноглинском р-не на примере перехода домов из-под ведения УК ООО «Жилкомсервис» под управление УК ООО «Содружество «Мой дом».