Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (303) | 16 ноября 2009г.
 

Задача для Шувалова

Правительству предстоит склонить Renault к решению о конвертации долгов ВАЗа в акции

Сейдамет Абреков

9 ноября в Тольятти с очередным визитом побывал первый заместитель председателя правительства РФ Игорь ШУВАЛОВ (на фото). Его приезд вновь был подан в качестве очередного этапа решения проблемы трудоустройства увольняющихся вазовцев. Однако состав делегации Шувалова и геополитическая ситуация позволяют сделать другие выводы. В данный момент проводятся переговоры о дополнительной эмиссии акций ОАО «АВТОВАЗ», с которой менее всего согласен Renault. Вопрос о дальнейшей работе АВТОВАЗа, скорее всего, теперь будет решаться на уровне правительств РФ и Франции.

Игорь Шувалов приезжает в Тольятти в течение месяца уже во второй раз. Оба раза его визиты обставлялись как необходимые для решения социальных проблем, связанных с модернизацией ОАО «АВТОВАЗ». 8 октября Шувалов говорил о предстоящих высвобождениях на предприятии и передаче объектов социальной сферы (см. «Хронограф» №34 (298) от 12.10.09). 9 ноября Игорь Шувалов объявил о создании двух дочерних предприятий АВТОВАЗа. «Созданы два юридических лица — «АВТОВАЗ-перспектива» и «Реформинг-центр». Эти юридические лица являются стопроцентными дочерними предприятиями АВТОВАЗа. Мы сегодня подробно рассказали, как люди могут перейти на работу в эти юридические лица», — уточнил Шувалов.

Весьма странно, что Игорь Шувалов вообще занимается озвученными им процессами. По крайне мере, в сферу его деятельности как первого заместителя председателя правительства эти вопросы не входят. Зато он, в частности, может выдавать поручения по вопросам государственной политики в сфере международных отношений и управлению государственной собственностью.

В свете заявления премьер-министра РФ Владимира Путина о необходимости решения проблемы невозвратных долгов ОАО «АВТОВАЗ» силами государства, сделанного 3 ноября, истинные мотивы приезда Шувалова в Тольятти становятся более понятны. Стоит напомнить, что Путин говорил о 38 млрд. р. в качестве невозвратных долгов АВТОВАЗа (см. «Хронограф» № 38 (302) от 9.11.09). Общая сумма, необходимая АВТОВАЗу, — 54,8 млрд. р. Общество выпустит конвертируемые облигации на 50 млрд. р. Заявление об этом 19 октября сделал президент АВТОВАЗа Игорь Комаров (см. «Хронограф» № 36 (300) от 26.10.09). Планируется, что при участии банков, подконтрольных государству, эти облигации будут выкуплены. После чего произойдет конвертация в акции ОАО «АВТОВАЗ». Однако председатель совета директоров АВТОВАЗа Сергей Чемезов 9 ноября заявил корреспонденту «Хронографа», что пока окончательное решение о старте этого процесса не принято.

В этот же день в газете «Ведомости» было опубликовано интервью члена совета директоров АВТОВАЗа от Renault Кристиана Эстева. По поводу дополнительных вложений в АВТОВАЗ он заявил буквально следующее: «Я сказал Путину, что наличных у нас нет». Однако Эстева пояснил: «Мы, конечно, готовы помогать АВТОВАЗу во всем, что касается наших знаний и наработок». Еще 8 октября в Тольятти Игорь Шувалов говорил о необходимости оценки вклада Renault. «Технологии будут оценены. Оценены прозрачным способом. Чтобы не было споров о том, у кого, сколько и какие технологии стоят», — говорил Шувалов. Таким образом, выстраивание взаимоотношений с Renault в связи с необходимостью конвертации долга в дополнительные акции АВТОВАЗа, скорее всего, и являются основными темами работы Шувалова по Тольятти.

Между тем геополитическая ситуация сейчас может дать возможность Renault и правительству Франции оказывать большее влияние на АВТОВАЗ и правительство РФ. Особенно после заявления корпорации General Motors (CM) об отказе продажи акций Opel консорциуму — канадской компании Magna и ОАО «Сбербанк РФ». Покупка акций Opel могла дать возможность РФ еще теснее строить взаимоотношения с правительством Германии. Контроль над заводами Opel открывал перспективу влияния на настроения в правительстве тех стран, где эти заводы находятся посредством контроля над большим количеством рабочих мест. Однако этого не случилось. Поэтому будет логичным, если дружба с Renault и Францией -одним из опорных союзников РФ среди стран Евросоюза — будет только крепнуть. И нюансы оценки вклада Renault при допэмиссии акций АВТОВАЗа вряд ли станут камнем преткновения.

10 ноября генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отчитался перед президентом РФ Дмитрием Медведевым об итогах проверок госкорпораций. «В связи с неправомерным отчуждением имущества, находящегося в пользовании подведомственных ГК «Ростехнологии» предприятий, возбуждено 22 уголовных дела, в т. ч. по фактам злоупотребления полномочиями и преднамеренного банкротства», — сообщил Юрий Чайка.

Свое отношение к институту госкорпораций в послании к Федеральному Собранию 12 ноября выразил Дмитрий Медведев. Ожидается, что до 1 марта 2010 г. произойдут существенные изменения в деятельности госкорпораций.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ЧЕМЕЗОВ, генеральный директор ГК «Ростехнологии», председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ»

- Принято ли уже решение о конвертации невозвратного долга АВТОВАЗа в облигации, а затем в акции АВТОВАЗа?

- Пока еще нет. Сейчас обсуждается этот вопрос. Ведь фактически будет дополнительная эмиссия. А раз дополнительная эмиссия, то надо решать с другими акционерами. «Тройка диалог» готова. В основном с Renault решаем.

- Насколько заявление Владимира Путина о необходимости погашать невозвратные долги силами государства зависело от заявления GM об отказе продавать акции Opel Сбербанку?

- Никаким образом не связано, совершенно. Это заявление (Путина. – Прим. Авт.) было сделано раньше.

- Ситуацию стоит расценивать как выгодную для Ростехнологии, потому что государство не будет направлять деньги на покупку акций Opel, а будет в большей степени поддерживать АВТОВАЗ. Это так?

- Это же деньги не государственные были, а банка.

- Но ведь банк государственный...

- Я имею в виду, что не из бюджета. В любом случае для нас это безразлично. Думаю, что этот вопрос решался. Потому что оставить на произвол судьбы такой завод, как АВТОВАЗ, это безумие. Миллионы людей потеряют работу. Это понимают и президент, и премьер.

- Эксперты склоняются к мысли, что следующим президентом АВТОВАЗа будущей весной будет Сергей Когогин. Насколько это возможно?

- Мы создали холдинг «Росавто». Все акции автомобильных предприятий переданы в этот холдинг. Он будет руководить этим холдингом. Войдет в совет директоров АВТОВАЗа от Ростехнологии, и все.

- Насколько правда, что Олега Дерипаску приглашали на консультацию в ФБР?

- Вопрос не ко мне, понятия не имею. Откуда же я знаю? Я с ним там не был.