Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (304) | 23 ноября 2009г.
 

Прогноз Тархова

Антисоциальный бюджет с прицелом на выборы

Илья Круговой

18 ноября на заседании Думы г.о. Самара (ДГОС) было представлено экономическое заключение на проект бюджета Самары на 2010 г. При изучении доходных составляющих бюджета 2009 г. и 2010 г. можно сделать вывод, что в следующем году доходы муниципалитета будут формироваться в большей степени за счет увеличения от поступления налогов на доходы физлиц (НДФЛ). При этом если составляющую доходной части бюджета по НДФЛ планируется увеличить на 6%, то прогнозы относительно доходов от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества, наоборот, изменились в сторону уменьшения.

На прошлой неделе на заседании ДГОС в первом чтении рассматривался проект бюджета Самары на 2010 г. Согласно экономическому заключению на следующий год общий объем доходов в бюджет запланирован в сумме 11,114 млрд. р., что составляет 87,3% от суммы доходов, которые предусмотрены на этот год.

Судя по таблицам структуры доходов бюджета в 2010 г., доля поступлений от налога на доходы для физических лиц должна составить 58,5% от общей суммы бюджетных доходов. Отклонение от 2009 г. составляет 6% в сторону увеличения. На 0,3% планируется увеличение поступлений от налога на имущество физлиц и на 3,7% от налога на землю. При этом в качестве обоснования почему-то указан рост фонда оплаты труда в 2010 г. Этот тезис отражен в «Прогнозе социально-экономического развития г. о. Самара на 2010-2012 гг.», который был утвержден мэром Самары Виктором Тарховым (на фото) в сентябре 2009 г.

При сравнении структур неналоговых доходов бюджета Самары за 2009 г. и 2010 г. можно прийти к выводу, что в 2010 г. чиновники мэрии настроились работать с меньшей эффективностью, чем даже в 2009 г. Уровень доходов от аренды муниципального имущества планируется снизить в 2010 г. на 0,1%, а доходы от продажи имущества — на 0,3%. Некоторые из экспертов «Хронографа» делают выводы, что таким образом бюджет-2010г. приобретает едва ли не антисоциальную направленность, когда большая часть поступлений обеспечивается повышением уровня НДФЛ и штрафов. Поступление от санкций и возмещения ущерба, кстати, по отношению к 2009 г. также планируется увеличить на 0,5%.

Согласно планам департамента управления имуществом в следующем году мэрия планирует реализовать 52 объекта недвижимого имущества. Данное обстоятельство не прошло мимо контрольно-счетной палаты (КСП), т.к. департамент почему-то предпочел не учитывать поступления в бюджет от продажи объектов недвижимости на 3-й и 6-й Просеках.

От планируемой продажи объектов, согласно официально опубликованному списку, департамент планирует выручить 126 млн. р. Но КСП сочла эти цифры надуманными по той причине, что по двум объектам не указана площадь помещений, у 11 объектов не указана балансовая стоимость, 39 объектов обременены правами аренды, а 13 объектов и вовсе являются памятниками архитектуры регионального значения, что вообще ставит под сомнение саму возможность их продажи третьим лицам.

Таким образом, КСП поставила под сомнение реализацию плана приватизации на 2010 г. Зато, по заключению КСП, сумма от продажи объектов на Просеках почему-то в проект не вошла, а это как минимум 300 млн. р., т.е. в два раза больше, чем от возможной реализации всех официально озвученных «предпродажных» объектов. Кроме того, до сих пор неясен вопрос со 115 млн. р., которые зависли на счетах МП «ЕИРЦ» и в бюджет не перечисляются.

По словам депутата ДГОС Михаила Анисимова, суммы от планируемых продаж не учитываются намеренно. «Ели сейчас будет принят тот бюджет, то большая часть денег пойдет на выборы. Они аккуратно завуалированы. Я предлагаю депутатам не голосовать за сегодняшний бюджет, т.к. понимаю, что это сделано в преддверии выборов», — поделился своим мнением Анисимов.

Эксперты «Хронографа» пришли к аналогичному выводу: прогноз доходов от продажи имущества не отражает реальную величину, возможно, чтобы было чем обеспечить финансирование двух избирательных кампаний — в ДГОС и мэра Самары. Нельзя исключать из этой схемы и ряд муниципальных предприятий, которые в 2010 г. будут переданы в долгосрочную аренду, например МП «Самараводоканал». Либо акционируют, как это уже происходит с МП «Самарагорпроект». Либо их обанкротят, вероятнее всего, такая учесть постигнет МП «ТТУ». Во всех случаях это обеспечит гарантированное поступление средств на избирательную кампанию Тархову и его партии «Справедливая Россия».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Михаил АНИСИМОВ, депутат ДГОС

- Я спрашивал на думе: почему бы нам в бюджет 2010 г. не вписать, скажем, 15 млрд. дохода? Депутаты могут проголосовать за любой бюджет. Вписать собственно доходы, а 10% можно вписать сверху, т.е. те деньги, которые придут в виде субсидий, субвенций и кредитов. Это теоретические деньги, которые мы предусмотреть не можем. Это мы уже потом задаем себе вопрос: где взять эти деньги? Нужно начать с простого. Вспомнить, что город пытается продать 3-ю Просеку, 6-ю Просеку, «Водоканал», Хлебзавод №4. Когда я задал Виктору Тархову вопрос: зачем продаете «Водоканал», он мне ответил, что не продаем, а сдаем в аренду. Поскольку я в этих вещах разбираюсь, то могу вам сказать следующее: человек или организация, которые взяли тот или иной объект в аренду, обладают преимущественным правом его приобретения. Фактически это закамуфлированная продажа. Я вам так скажу: нет никакого кризиса, с которого, собственно, началось секвестирование всех бюджетов. Есть обычная дележка.