Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (305) | 30 ноября 2009г.
 

Очередная чистка

Ботов избавляет Тольятти от прогрессивных руководителей культуры

Евгения Андросова

16 ноября работники культуры Тольятти пожаловались депутату Государственной думы Анатолию ИВАНОВУ на действия руководства департамента культуры мэрии Тольятти. Департамент продолжает работу по увольнению директоров учреждений, которым удавалось в последнее время демонстрировать рост показателей. Эта тенденция началась после назначения на должность руководителя департамента культуры Елены КУЗНЕЦОВОЙ. Однако она, скорее всего, является лишь исполнителем негласных пожеланий заместителя мэра по социальным вопросам Сергея БОТОВА (на фото).

Хозяин – барин

Представители коллектива МУИиК «Тольяттинская филармония» выразили Анатолию Иванову опасение по поводу возможного увольнения директора филармонии Владимира Ширяева. Смена руководства, скорее всего, приведет к уходу многих сотрудников филармонии и смене установившихся в филармонии за последнее время порядков. Как пояснил корреспонденту «Хронографа» Ширяев, 13 ноября Кузнецова сообщила ему об увольнении лично. Кроме того, с 4 августа ОБЭП УВД Центрального р-на Тольятти проводит в филармонии проверку. «В общем-то, проверка идет до сих пор. Удивительно, что так долго проверяют и ничего не предъявляют. Пока нет даже никакого акта о результатах проверки. Говорят, что проверка плановая, но вроде было какое-то письмо», — прокомментировал Ширяев.

Стоит напомнить, что в августе по ст. 278 Трудового кодекса РФ был уволен директор МУИ «Театр кукол «Пилигрим» Александр Лахтин (см. «Хронограф» №30 (294) от 14.09.09). Причем доводы в пользу увольнения Лахтина, приведенные в ответе Кузнецовой на запрос «Хронографа», мало соответствуют какой-либо здравой логике. «Последние годы работы театр демонстрировал неудовлетворительные показатели. Репертуар театра отличался явной возрастной узостью, т. к. был рассчитан на дошкольную возрастную группу и младших школьников, что не способствовало притоку зрительской аудитории и влекло за собой работу театра на выезде», — отметила Кузнецова. Примечательно, что тольяттинский театр кукол изначально создавался для маленьких зрителей. Потребности взрослой аудитории и молодежи Тольятти обеспечивают Молодежный драматический театр, театр «Колесо» им. Глеба Дроздова и другие театры города. Сложно представить, чем должен заниматься театр кукол, чтобы в него вдруг устремились современные школьники старшего возраста. Уже сам факт того, что прежнее руководство театра кукол сумело определиться со своей целевой аудиторией и планомерно с ней работать, следует считать положительным моментом. Странно, что глава департамента думает по-другому.

Кузнецова видит иначе

Весьма оригинально Кузнецова умеет читать и отчетность о деятельности учреждений. «Было выявлено нарушение проката спектаклей театром (доля выездных спектаклей превышала показ спектаклей на стационаре)», — посчитала Кузнецова. При этом она почему-то обошла вниманием то, что плановые показатели по спектаклям были значительно перевыполнены. В 2008 г. театром кукол было сыграно 238 спектаклей вместо запланированных 170. План перевыполнен на 40%. В стационаре было сыграно 125 спектаклей, на выезде -113. За 9 месяцев 2009 г. театром уже сыграно 229 спектаклей при годовом плане 170. Из них 98 спектаклей в стационаре и 131 — на выезде.

Из этих показателей следует, что труппа театра, желая действительно заработать, а не сидеть в пустом зале, рассчитывая лишь на дотации из бюджета, пошла за зрителем. И, судя по всему, ей это удалось. Лахтину удалось сделать так, чтобы театр начал функционировать в рамках здравой бизнес-модели. Но в департаменте считают иначе. «Известно, что выездной спектакль всегда ниже по качеству спектакля, сыгранного на стационаре. Выездной уровень проката спектаклей влечет за собой и снижение профессионального уровня актеров», — сообщила Кузнецова в своем ответе «Хронографу». Однако не стоит забывать, что зритель тоже умеет делать выводы о качестве спектаклей. Рост количества выездных спектаклей говорит именно о том, что они оказались востребованными. Более того, за счет выездных спектаклей в перспективе можно было бы вернуть зрителя в театр. Для этого людям нужно было лишь показать, что из себя сегодня представляет репертуар театра кукол. Как это сделать, когда зритель уже давно забыл дорогу в театр кукол? Ответа на этот вопрос в департаменте, судя по всему, не знают. Важно понимать и то, что выросло целое поколение молодых родителей, которые сами ничего не знают о деятельности этого театра, хотя за время работы Лахтина в должности директора массовый зритель начал возвращаться в театр. Процесс этот сложный и очень инерционный. При этом Кузнецова сама отметила, что средняя наполняемость зала за 9 месяцев 2009 г. составила 59% против 35% за 2008 г. Но только она почему-то предпочла преподнести это как результат ее недавних кадровых решений.

У Ботова свои критерии

«Хронограф» запросил информацию о причинах увольнения Лахтина и у Ботова. «За последние три года значительно сократился репертуар, снизилось количество спектаклей», — ответил Ботов. Он отметил также: «Департамент культуры совместно с правовым департаментом и управлением персонала и муниципальной службой мэрии Тольятти в 2007 и 2008 гг. проводил в театре кукол «Пилигрим» комплексную проверку деятельности. В результате проверки комиссия признала работу административно- хозяйственного персонала неудовлетворительной». Но несмотря на это, в начале 2009 г. бывший руководитель департамента культуры Владимир Колосов продлил контракт Лахтину еще на три года. Скорее всего, выявленные нарушения, на которые сослался Ботов, имели абсолютно несущественный и формальный характер.

Что касается истории вопроса с гонениями на директора филармонии Владимира Ширяева, то еще в мае он был вызван к Ботову, где тот указал ему на «застой» в филармонии и предложил покинуть должность. И это при том, что министр культуры Самарской обл. Ольга Рыбакова на тот момент давала абсолютно иную оценку деятельности тольяттинской филармонии. «Число зрителей на стационарной площадке по сравнению с 2007 г. увеличено на 10,7 тыс. человек, или на 40,3%. Доход учреждения по сравнению с 2007 г. увеличен на 984 тыс. р., или на 19,3%. Запланированный доход в 2009 г. составляет 6018 тыс. р. В настоящее время прослеживается положительная динамика по основным показателям в деятельности учреждения», — дала Рыбакова свою оценку деятельности тольяттинской филармонии под управлением Ширяева. Вероятно, у Сергея Ботова, пришедшего в тольяттинскую мэрию полтора года назад из пивоваренного бизнеса, имеются иные, чем у министра культуры, критерии оценки деятельности учреждений культуры. Скорее всего, он лучше представляет себе то, как должно работать культурное учреждение.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ШИРЯЕВ, директор МУИиК «Тольяттинская филармония»

- 13 ноября Кузнецова вызвала меня к себе и сказала, что у учредителя есть намерения расторгнуть со мной договор по ст. 278 Трудового кодекса РФ. (По этой статье учредитель вправе расторгнуть договор с руководителем без объяснения причины. – Прим. Ред.) При этом она заметила, что многие в департаменте культуры поддерживают мою кандидатуру, сочувствуют и соболезнуют. Но это пока только ее высказывание, официально такого заявления я пока не слышал. И, честно говоря, не уверен, что мэр это все знает. Поэтому мне хотелось бы сначала с ним встретиться по этому поводу.