Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (307) | 14 декабря 2009г.
 

«Авианова» сократит рейсы

Бюджетному авиаперевозчику становится невыгодно работать в Самаре

Илья Казаков

14 декабря ООО «Авианова» сократило число авиарейсов «Самара -Москва» и «Москва — Самара» до одного раза в неделю вместо трех. В авиакомпании предпочитают объяснять отмену полетов необходимостью установки нового оборудования на самолетах. Хотя эксперты ссылаются на низкую рентабельность — якобы на рейсы в Курумоч покупают по 5-7 билетов. Если такие показатели реальны, то в случае сохранения ситуации «Авианова» может покинуть Самару уже в феврале 2010 г., вслед за авиакомпанией SkyExpress.

В общей сложности «Авианова» уже отменила более сотни рейсов, запланированных на вторую половину декабря 2009 г. и на середину-конец января 2010 г. Из Москвы в Самару, Краснодар, Казань, Набережные Челны между рейсами «Авиановы» будут паузы длиной в 6-8 дней. На линии Москва — Астрахань перерыв и вовсе составит три недели — с 10 января по 1 февраля. Продолжительных пауз не будет лишь в полетах в Ростов-на-Дону и Сочи, пользующихся высоким спросом. Пассажирам, чьи рейсы пропали, предлагают билет на другую дату или ваучер на будущие полеты ценой в 120% стоимости билета.

Еще летом «Авианова» заявляла, что до конца 2009 г. перевезет 500 тыс. пассажиров и к декабрю будет иметь в парке уже 3-4 самолета. Ставка в достижении цели делалась на сверхнизкие цены на билеты, всего от 250 р. на рейсы «Самара — Москва» и «Москва — Самара». Тогда как средняя цена перелета в эконом-классе на любом другом перевозчике в Москву варьируется от 2 до 5 тыс. р.

В реальности оформлять билеты за 250 р. не дали обязательные сборы. Дополнительной нагрузкой на кошельки пассажиров легли сбор аэропорта, страховка и оплата багажа. Только провоз единицы багажа в один конец стоит 200 р. Дополнительно оплачивается выбор места.

Парк «Авианова» насчитывает два таких самолета
Парк «Авианова» насчитывает два таких самолета

Дети до двух лет летят бесплатно, но придется доплатить еще 300 р. топливного сбора за каждого. Еще за 150 р. пассажир мог скромно перекусить в воздухе. Цена «дешевых» билетов за 250 р. легко могла трансформироваться и в 5 тыс. р., если заранее бронировать билеты.

В итоге, по оценкам экспертов, на самарские рейсы у «Авиановы» покупают всего около 5-7 билетов, что значительно ниже уровня рентабельности. Отмену рейсов в пресс-центре «Авианова» объяснили необходимостью установки нового оборудования на самолетах компании. Действительно, «Авианова» располагает всего двумя подержанными лайнерами Airbus A320, взятыми в лизинг, так что временный вывод из оборота хотя бы одного неминуемо ведет к существенному падению частоты рейсов по всем направлениям полетов авиакомпании.

Хотя «Авианова» изначально делала акцент на малом числе судов, планируя не производить перелетов, занимающих более чем 2-2,5 часа, и всего за 30 мин. разворачивать машины на новый рейс. Впрочем, количество самолетов не является панацеей от проблем: флот у ее конкурента, компании SkyExpress, состоит из 9 самолетов. Тем не менее компания SkyExpress, проработав на самарском рынке всего 8 месяцев, 29 февраля 2009 г. приостановила обслуживание направления на Самару, а затем и вовсе закрыла его.

Цена билета вместе с топливным сбором заявлялась у нее значительно выше, чем у «Авиановы», — 2075 р., но средняя заполняемость составляла 50%.

После сокращения рейсов в высокий и прибыльный сезон (период рождественских каникул и новогодних праздников) эксперты высказывают сомнения вообще в жизнеспособности «Авиановы». По их мнению, вероятно закрытие рейсов в Самару и по ряду направлений уже в феврале 2010 г. Причем как раз благодаря низкой рентабельности и политике малого числа самолетов.

«Авианова» не имеет договоров о резервировании самолетов с другими перевозчиками. Хотя наличие резервных бортов обязательное условие на российском рынке авиаперевозок. На вопрос, каким образом будет осуществляться резервирование воздушных судов, в пресс-центре компании заявили: «В парке «Авианова» два самолета: один самолет резервирует другой». Но в момент «установки дополнительного оборудования», когда работает один борт, в случае непогоды в одном из портов прибытия или технической неисправности авиакомпания вообще может приостановить исполнение обязательств перед пассажирами.

Если в ближайшее время Росавиация обнаружит нарушение регламента, «Авианове» грозит как минимум приостановка сертификата эксплуатанта, считают эксперты. В другом случае «Авианове» придется сократить число маршрутов до Сочи и Ростова-на-Дону, разнеся рейсы по четным и нечетным дням, вычеркнув Самару и еще три города.