Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (308) | 21 декабря 2009г.
 

Subway наелся

Конкурент McDonald"s переоценил Самару

Илья Казаков

14 декабря стало известно о закрытии в ТРК «Мегакомплекс Московский» ресторана сети быстрого питания Subway. В Самаре осталось одно заведение этой сети: теперь только в ТЦ «Космопорт». Ранее, до конца 2009 г., главный конкурент McDonald"s на мировом рынке планировал открыть в России до ста заведений и активно развиваться в Самаре.

По состоянию на 4 октября 2009 г. было открыто 75 ресторанов Subway в 26 городах России. Однако вслед за этим последовала волна закрытий. Сначала прекратил работу ресторан в Саратове, следом — в Новосибирске. В декабре спешно было закрыто заведение в ТРК «Мегакомплекс Московский» в Самаре. Эксперты связывают проблемы сети с серьезной переоценкой рынка. В ноябре 2009 г. президент Subway Russia Кевин Грэхэм утверждал, что уже в 2010 г. российский рынок станет для Subway четвертым по величине в Европе после Ирландии, Великобритании и Франции. Якобы Subway, второй оператор быстрого питания в мире по выручке после McDonald"s, увеличит сеть в России более чем в десять раз (т.е. до 750 ресторанов) к 2015 г. и откроет до конца 2009 г. сто ресторанов в России.

В то же время McDonald"s, который уже давно работает на российском рынке, собирался открыть за 2009 г. всего 40 новых точек. По сообщению пресс-службы McDonald"s, эти планы были реализованы. Разницу аналитики объясняют тем, что McDonald"s не работает в России по схеме франчайзинга, в отличие от Subway. По словам представителя компании Subway Russia, «инвестиции в открытие одного ресторана сети составляют $100 тыс., в т.ч. первоначальный франчайзинговый взнос — $12 тыс. Ежемесячные роялти — 8% от выручки».

В России франчайзи критикуют за отсутствие единой системы поддержки, контроля ресторанов и поставок ингредиентов, а также за слабую рекламную поддержку со стороны материнской фирмы. Уровень узнаваемости для марки Subway в России составляет около 1%. Поскольку жесткого контроля качества обслуживания и контроля качества используемых ингредиентов нет, в результате в разных заведениях (а у каждого свой собственник), абсолютно разный сервис, предлагаемый клиентам. В одном заведении скорость обслуживания одного клиента может занимать 5-7 мин., в другом — 25 и более.

Якобы разнится и качество продукции, поскольку одни предприниматели используют продукты хорошего качества, а другие, по неофициальным данным, наоборот, снижают издержки за счет использования более дешевых продуктов. Это сказывается на спросе со стороны конечных потребителей и в итоге ведет к низким финансовым показателям и разочарованию франчайзи в приобретенном бизнесе. Вице-президент Subway Russia Геннадий Кочетков на запрос «Хронографа» не ответил.