Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Первый снова в отпуске

Кирпичников устранился от бюджетного процесса

Михаил Куракин

22 декабря первый заместитель мэра г. Тольятти Вадим КИРПИЧНИКОВ (на фото) снова ушел в отпуск. Его уход выглядит весьма «своевременным» и симптоматичным. С 23 по 25 декабря в ТГД состоялся целый ряд заседаний, касающихся сферы ответственности Кирпичникова. Также до конца года тольяттинская мэрия проведет достаточно масштабное финансирование исполненных муниципальных контрактов. Подобный подход к работе со стороны первого заместителя мэра может дестабилизировать работу мэрии. И, как следствие, может повлечь за собой критику в адрес мэра г. Тольятти Анатолия ПУШКОВА.

Хронический отпускник

23 декабря и.о. первого заместителя мэра г. Тольятти Григорий Гильгулин сообщил, что днем раньше Вадим Кирпичников снова ушел в отпуск. С одной стороны, наблюдатели сходятся во мнении, что подобный подход вполне логичен, т.к. это позволяет продлить рождественские каникулы. С другой стороны, последняя декада декабря стала достаточно насыщенной вопросами, которые находятся в компетенции первого заместителя мэра, курирующего финансово- экономический блок мэрии г. Тольятти. Тем более что для Вадима Кирпичникова подобные отпуска в момент приема важнейших для города решений стали уже привычным делом.

29 октября в администрации Центрального р-на мэрии г. Тольятти прошли публичные слушания по проекту городского бюджета на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Вадим Кирпичников находился в отпуске (см. «Хронограф» №37 (301) от 02.11.09). Согласно уставу г. Тольятти, по результатам публичных слушаний мэрия должна была представить проект бюджета в ТГД не позднее 1 ноября. Отпуск Кирпичникова продлился с 19 октября по 2 ноября.

9 декабря во втором окончательном чтении был утвержден бюджет Тольятти на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Принятие бюджета прошло в отсутствие и Пушкова, и Кирпичникова. Но если Пушков после выхода с больничного сразу же был вынужден присутствовать на очередном заседании правительства Самарской обл., то отсутствие Кирпичникова, по словам чиновников, было связано с его внезапной болезнью (см. «Хронограф» №43 (307) от 14.12.09).

Нынешний отпуск Кирпичникова продлится до 2 января. В этот день ему придется выйти на работу в качестве ответственного за город. Примечательно, что обязательства городского бюджета 2009 г. по расходам ограничиваются 31 декабря 2009 г. Т.е. на момент выхода Кирпичникова из отпуска все основные решения будут уже приняты.

25 декабря на заседании ТГД был рассмотрен целый перечень вопросов, касающихся внесения изменений в решение ТГД «О бюджете г. Тольятти 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг.», «Об отчете мэрии об исполнении бюджета 2009 г. за 9 месяцев». Также был рассмотрен прогноз мэрии об исполнении бюджета 2009 г. за 11 месяцев. Разумеется, вся работа над этими документами велась в отсутствие Кирпичникова.

В последние дни

Что касается изменений в бюджет 2009 г., то в документах ТГД можно сделать ряд любопытных наблюдений. Одной из причин для изменения бюджета стала необходимость перераспределения бюджетных средств в пределах утвержденных ассигнований.

В рамках этой работы — долгосрочная целевая программа по созданию условий для улучшения качества жизни жителей г. Тольятти и обеспечения социальной стабильности на 2009 г. — лишилась 2 млн. р. 10,3 млн. р. было снято с софинансирования городской целевой программы «Молодой семье -доступное жилье». «Деньги получили, порядка 64 млн. р. Они будут расходоваться уже в 2010 г. Что касается нашего софинансирования, то мы понимаем, что на данный момент мы их не освоим. Эта сумма уже заложена в бюджете 2010 г.», -отметил Григорий Гилыулин в беседе с корреспондентом «Хронографа». 11,8 млн. р. были направлены на финансирование выполненных муниципальных услуг по содержанию территорий парков МАУ «Парки города». Этот факт вызвал непонимание у руководителя контрольно-счетной палаты ТГД Константина Яковлева. По его мнению, МАУ «Парки города» было учреждено на основании постановления мэрии от 16.03.09 №538-п/1, с определением подведомственности главному распорядителю бюджетных средств -департаменту культуры. Расходы на МАУ отражаются в подразделе «Благоустройство», поскольку указанное МАУ создано в целях содержания территорий парков. Вопросы благоустройства, а следовательно, вопросы формирования муниципального задания по содержанию парков и финансового обеспечения его выполнения, не входят в компетенцию департамента культуры мэрии, определенную распоряжениями мэра г.Тольятти.

Примечательно также, что в соответствии с разъяснениями Министерства финансов РФ операции по реализации муниципального имущества признаются объектом налогообложения НДС. При реализации муниципального имущества физическим лицам налогоплательщиком являются органы местного самоуправления. В пояснительной записке к проекту решения о внесении изменений в бюджет сказано: «В связи с фактическим поступлением в ноябре текущего года в бюджет городского округа денежных средств от продажи физическому лицу нежилого помещения в сумме 1257 тыс. р. (в т.ч. НДС 192 тыс. р.), а также возможным поступлением средств в декабре в сумме 5818 тыс. р. (в т.ч. НДС 887 тыс. р.) доходная и расходная часть бюджета увеличивается на 1080 тыс. р.». В данном случае не совсем понятно, за кого мэрия платит налоги.

Согласно отчету мэрии по исполнению бюджета 2009 г. и планового периода 2010-2011 гг. можно отметить низкое исполнение годового плана. Так, аутсайдерами в освоении бюджетных средств можно назвать департаменты градостроительной деятельности, потребительского рынка и предпринимательства, которые за 9 месяцев 2009 г. освоили 22,5% и 24,7% соответственно. Управлению земельных ресурсов удалось освоить и вовсе 10%, департаменту финансов — 41,4%, управлению жилищной политики — 62,3%, департаменту дорожного хозяйства, транспорта и связи — 63,9%, департаменту экономического развития -58,6%, управлению физической культуры и спорта — 54,8%. Не исключено, что в январе 2010 г. окажется, что все отстававшие департаменты исполнили годовой план.

Сэкономили на детях-инвалидах

25 декабря мэрия г. Тольятти распространила информацию о том, что в связи со сложившейся экономической обстановкой в Тольятти и необходимостью оптимизации расходов на реализацию мер адресной социальной помощи, предусмотренных за счет средств городского бюджета, с 1 января 2010 г. приостанавливаются: ежемесячные компенсационные денежные выплаты на питание детям-инвалидам; ежемесячные денежные компенсации затрат на проезд в городском общественном транспорте учащимся и студентам; ежемесячные пособия семьям студентов, имеющих детей; ежемесячные компенсации расходов на оплату ЖКУ работникам бюджетной сферы и неработающим пенсионерам, проживающим в общежитиях всех форм собственности. Этот факт выглядит достаточно примечательно в условиях того, что в бюджет 2010 г. и планового периода 2011 — 2012 гг. заложены средства на прочесывание газонов в нескольких направлениях или поливка несуществующих деревьев (см. «Хронограф» №42 (306) от 07.12.09).

Эти факты могут сыграть дестабилизирующую роль в работе мэрии Тольятти. В мэрии фактически создан механизм, когда финансовые документы готовятся людьми, подконтрольными первому вице-мэру, а в работе по их утверждению участвует непосредственно сам мэр. Он же и окажется ответственным за ошибки, если таковые будут выявлены в 2010 г.

При этом не следует забывать, что вряд ли Кирпичников смог бы организовать подобную работу без наличия лобби в ТГД. Это наталкивает на мысль о существовании некого конфликта между первыми лицами мэрии и, возможно, объясняет постоянно муссирующиеся разговоры о возможной отставке мэра. Косвенно это подтверждается интервью в одной из самарских газет, где Кирпичников заявил об отсутствии конфликта с Пушковым. Странно, что чиновник вынужден таким способом демонстрировать лояльность по отношению к своему непосредственному руководителю.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Григорий ГИЛЬГУЛИН, и.о. первого заместителя мэра г. Тольятти

- Те расходы, которые еще не были осуществлены, будут осуществляться в рамках действующих контрактов. Тут нарушений никаких нет. Кассовый план сформирован таким образом, что он учитывает условия исполнения муниципальных контрактов. Низкое исполнение как раз связано с заключенными контрактами. Там оплата предусматривается в IV квартале.

Сергей КОЛМЫКОВ, председатель постоянной комиссии ТГД по бюджету и экономической политике

- В моем личном понимании это совершенно неправильная практика. Нужно более грамотно планировать бюджет и более грамотно планировать его кассовое исполнение.