Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (318) | 15 марта 2010г.
 

Выборы-2010

В ожидании жаркой политической осени

Павел Соколов

14 марта в ряде населенных пунктов Самарской обл. прошли выборы. 15 марта формально можно считать началом очередного предвыборного цикла, который завершится 10 октября — во второй день в году, который назначен в качестве общероссийского дня выборов. Масштабы осенних выборов для Самарской обл. будут несопоставимо весомее мартовских. В 26 из 27 муниципальных районов будут избираться депутаты собраний представителей. В 18 районах будут избирать глав. В 7 из 10 городских округов будут избирать депутатов в городскую думу. В трех городских округах будут избирать глав. Одновременно с этим выборы пройдут более чем в 300 сельских поселениях Самарской обл. Сейчас наиболее удобный случай обратить внимание на то, что из себя представляют эти территории.

Значимость предстоящих выборов в Самарской обл. заключается не только в их масштабности и максимальном охвате территорий. Это событие, безусловно, можно будет считать для Самарской обл. историческим. Партия «Единая Россия» впервые может получить жесткую конкуренцию на местах.

Исторический характер события заключается в том, что 10 октября может быть окончательно завершена эпоха губернатора Константина Титова. И это несмотря на то, что пост главы региона он покинул в конце августа 2007 г. В 20 из 27 муниципальных районов главы избирались еще при предыдущем губернаторе Самарской обл. В этой связи нужно отметить, что сдерживать удар кризиса на селе пришлось главам, формирование которых как управленцев происходило при Титове.

Многие из них занимают пост не первый раз. Даже избравшегося в сентябре 2007 г. главой Исаклинского р-на Валерия Ятманкина можно отнести к людям эпохи Титова, т.к. сам процесс подготовки к тем выборам — выдвижение и согласование кандидатов -проходил в конце лета 2007 г. Валерий Ятманкин — сын хорошо известного в районе руководителя СПК «Красная звезда». Само же предприятие не один год значилось на хорошем счету в областном Министерстве сельского хозяйства еще при титовском министре Александре Румянцеве.

Система семейно- административных факторов в сельских районах всегда имела очень весомое значение. Особенно при продвижении кандидатур на руководящие посты. Наглядное подтверждение этой версии можно было наблюдать в ходе выборов главы Кинель-Черкасского р-на в марте 2007 г. Во втором туре выборов победу одержал первый вице-президент ОАО ДСК «Самараавтодор» Константин Шутько. На протяжении долгого времени президентом и совладельцем ОАО ДСК «Самараавтодор» был Иван Пятибратов, состоящий с Константином Титовым в родственных отношениях.

Бизнес-интересы Самараавтодора присутствовали и в Борском р-не. Лояльность по отношению к этой организации Анатолия Баева, вероятно, позволила ему переизбираться на пост главы во второй раз. Сделать это в третий раз 10 октября ему вряд ли удастся, хотя бы потому, что по линии партии «Единая Россия» его попросту могут не согласовать в качестве кандидата.

Здесь вполне может сказаться скандал с возбуждением уголовных дел в отношении его подчиненных в мае 2008 г. (см. «Хронограф» №22-23 (237-238) от 02.06.08).

Сохранить себя у власти он мог бы в случае принятия в устав Борского р-на поправок, позволяющих проводить выборы главы из состава действующих депутатов собрания представителей района. Причем попытка изменить устав именно в этой части была предпринята 26 ноября 2009 г. путем принятия соответствующего решения собранием представителей Борского р-на. Однако по причине нарушения процессуального порядка внесения изменений управление Минюста по Самарской обл. отказало в регистрации обновленного устава. Не исключают возможности внесения аналогичного рода поправки в устав и в администрации Ставропольского р-на. Главе района Александру Пучкову это, как и Баеву, позволило бы остаться на посту главы после выборов 10 октября. Пучков в должности главы одного из наиболее экономически привлекательных районов с 1996 г. Не исключено, что и в ряде других районов в течение оставшегося периода будут предприняты попытки изменить устав.

Актуальность этого вопроса в том, что в случае выборов главы путем всенародного голосования руководству области будет проще держать под контролем процесс продвижения понятных для себя фигур. В случае избрания глав из состава избранных депутатов контролировать процесс нужно по всему спектру выдвиженцев в собрании представителей. Это не только затратно, но еще и малоэффективно ввиду того, что переиграть в этом вопросе местные бизнес-элиты практически нереально. Даже путем административного давления и посредством партийной дисциплины. Наглядное тому подтверждение можно было наблюдать на выборах в Тольяттинскую городскую думу.

Еще осенью прошлого года на одной из конференций Самарского регионального отделения партии «Единая Россия» было заявлено о желании выставить своих кандидатов на всех выборах, которые пройдут 10 октября. Причем не только глав и депутатов муниципальных районов, но и сельских поселений. Кандидатов от ЕР в общей сложности будет выдвинуто около 1500 человек.

На данный момент в большинстве собраний представителей муниципальных районов ЕР имеет большинство голосов. Между тем сегодня руководству ЕР впору обеспокоиться уже не столько тем, как увеличить свое присутствие в органах местной власти, сколько не растерять имеющееся. В докризисный период относительная пассивность избирателей на муниципальных выборах не оставляла шансов оппозиционным силам хоть как-то повлиять на формирование органов власти. Сейчас все иначе. В районах уже активизировались коммунисты. Митинги и пикеты идут там уже полным ходом. Однако куда большую опасность для ЕР представляют сегодня в районах активисты незарегистрированной партии «Воля» Светланы Пеуновой. По разным оценкам, с начала года они уже провели около сотни публичных акций в районах. Есть все основания полагать, что дальше все может быть гораздо масштабнее. Используя методы сетевой работы и набор стандартных социальных проблем, они имеют серьезные шансы занять большое количество мест.

Традиционными для многих сельских районов проблемами считается низкий уровень доходов населения. Во многих районах, причем не только в периферийных, он ниже среднего по области.

Это представляется особенно странным для тех территорий, где идет активная нефтедобыча. Причем многие главы районов демонстрируют неспособность использовать присутствующих на их территориях представителей нефтедобывающих компаний для решения проблем модернизации систем инженерной инфраструктуры в населенных пунктах. Проблемы с питьевой водой считаются сегодня самыми распространенными в самарских селах. Хотя, с другой стороны, наличие этих проблем в совокупности с низкодоходным муниципальным бюджетом главы районов давно научились умело использовать для выбивания денег из области. При этом они очень хорошо осознают значение и ценность такого ресурса, как сельхозугодья. Этот козырь позволяет им быть нужными для представителей агрохолдингов. Некоторые даже научились манипулировать общественным мнением в целях ускорения процесса перевода сельхозугодий под контроль крупных инвесторов. Глава Красноармейского р-на Павел Елин не постеснялся даже заявить об этом в отчете об итогах социально-экономического развития района за 2008 г.: «Еще одним фактором, отрицательно влияющим на повышение эффективности использования пашни, является существенная доля земли, находящейся в общедолевой собственности граждан, которые не распорядились своими земельными долями. В то же время необходимо отметить более эффективное использование земель районного фонда перераспределения на условиях заключенных договоров по результатам проведенных конкурсов». Иными словами, изъять землю у сельчан и передать ее крупному агрохолдингу — это представляется прогрессивным решением. Возможно, так оно и было бы, если бы одновременно с этим главы добивались от инвесторов взамен достижения определенных уровней социально-экономического развития территории. Однако пока статистика говорит о другом.

Еще один бич села — безработица. Причем официальные данные не фиксируют всей полноты масштабов сельской безработицы. Многие довольствуются развитием личного подсобного хозяйства, в центрах занятости не состоят. Чиновники получают возможность демонстрировать в этом разрезе неплохие показатели, но уровень социальной защищенности при этом катится вниз. В данном случае уместно обратить внимание на показатели официальной безработицы в Челно-Вершинском, Клявлинском и Камышлинском р-нах. Здесь за прошлый год количество безработных сократилось. При этом в течение года в этих районах сложно было обнаружить какую-либо серьезную инвестиционную активность.

Между тем высокий уровень неофициального количества безработных дает благодатную почву для укоренения оппозиционных настроений.

До выборов еще почти полгода. Изменить ситуацию капитально за этот срок нереально. Хотя можно сделать немало, чтобы люди сумели поверить власти. Однако велика вероятность того, что остаток времени кое-где будет потрачен на другое — усиление административного давления на избирателей, ущемление прав оппозиционно настроенных граждан, на подготовку к различного рода подтасовкам.