Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (321) | 5 апреля 2010г.
 

В страхе перед будущим

Летом ожидается вал банкротств автодилеров

Илья Казаков

Весной-летом 2010 г. ожидается новая волна банкротств автодилеров. На начало года зафиксирован спад продаж на 34%. На смену увеличению объема сбыта новых автомобилей и открытию авторизованных дилерских центров пришли массовая работа с trade-in и смещение приоритетов дохода в сторону постпродажного сервиса. Тех, кто не успел перестроиться, ждет банкротство или поглощение.

В период бурного роста авторынка в Самарской обл. слишком многие игроки были озабочены лишь продажами. Лучшим руководителем дилерской компании считался тот, кто мог получить у автопроизводителя дополнительные квоты на поставку машин. Вслед за банкротством крупнейших продавцов автомобилей «Инком-авто» и дилера ОАО АВТОВАЗ «Элекс-Полюс» в Москве летом 2010 г. ожидается волна банкротств среди автодилеров Самары и области.

Участники рынка и эксперты, опрошенные «Хронографом», соглашаются, что сокращение количества игроков рынка неизбежно. «Продажи снизились в два раза, при этом затраты авто дилеров, несмотря на все их старания, снизились всего на 15-20%», — отметил ведущий аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов. Это приводит к тому, что многие компании работают на грани рентабельности или стали убыточными.

По мнению экспертов, собственникам все сложнее дотировать авторитейловый бизнес. До весны т. г. о несостоятельности из крупных региональных игроков пока заявляли лишь тольяттинские автодилеры ООО «Автовек» (см. «Хронограф» №44 (308) от 21.12.09), ООО «Юкка» (см. «Хронограф» №25 (289) от 13.07.09), ООО «Альянс-Авто» (см. «Хронограф» №15 (279) от 27.04.09). На продажу был выставлен автосалон «Восток-Лада» (см. «Хронограф» №23 (287) от 29.06.09). С требованиями о самоликвидации в 2009 г. обратились тольяттинские компании, контролирующие деятельность дилерского центра KIA «Евромобиль» — ООО «Евромобиль» и ООО «Экском».

В Самаре ситуация изменилась в марте 2010 г. 17 марта было рассмотрено дело о банкротстве ООО «Лука-Авто» (см. «Хронограф» №10 (319) от 22.03.10). Это первый крупный игрок самарского авторынка. Сценарий банкротств во всех случаях один и тот же — компании не могут расплатиться по кредитам и обеспечить себя денежной ликвидностью из-за арендуемых площадей и строительных проектов, близких к «заморозке». По оценкам экспертов, по схожим причинам обанкротиться может треть самарских автодилеров. Затишье на поле банкротств с конца 2009 г., по мнению банкиров, было обусловлено тем, что кредиторы стали аккуратнее, обращая внимание на ошибки коллег.

«Около года назад один из региональных дилеров был обанкрочен по заявлению банка. Получив в результате банкротства более 120 автомобилей, банк долго мучился с этим «непрофильным активом» и в конце концов продал их с большими потерями. Подобные примеры хорошо охлаждают горячие банковские головы», — заявил один из собеседников «Хронографа».

Самарским дилерам в отличие от тольяттинских еще только предстоит пережить волну банк
Самарским дилерам в отличие от тольяттинских еще только предстоит пережить волну банк

На первом этапе, по словам аналитика ИК «Финнам» Дмитрия Баранова, будут закрываться мелкие дилеры, у которых по одному-три салона. У них меньше возможностей для привлечения дешевого заемного финансирования и чаще всего нет серьезной подушки ликвидности.

Крупные игроки вроде ООО «Автомир-Самара» и холдинга «Самарские автомобили» Группы «СОК» будут закрывать и диверсифицировать лишь отдельные автосалоны. Однако банкротств среди них аналитики не ожидают.

В зоне риска уже оказались тольяттинское ЗАО «Пурпе» с тремя автосалонами в Самаре, автоцентр ООО «Колис», сеть автосалонов группы «ЭХО», два дилерских центра ООО «Автоповолжье», торгующих Renault, самарское ЗАО «Диверс-Моторс» с автосалонами Volkswagen и Jaguar-Land Rover, автоцентр BMW ЗАО «Алдис», холдинг ЗАО«Автосалон Арго» и ряд небольших серых дилеров Lada. По мнению участников рынка, выживет тот, кто в период автомобильного бума не подсел на кредитную иглу, у кого имеются собственные доходы, в т.ч. из альтернативных источников финансирования.

Наиболее высокие шансы на выживание имеются сейчас у компании без высокой долговой нагрузки, которые живут не только за счет продаж авто, но и за счет сервиса, способного компенсировать часть потерь от кризиса. Важно, что автосалон должен иметь партнерские отношения с банками для поддержки автокредитования, а также работать в среднем и дешевом сегментах, на которых сейчас сосредоточен основной спрос. На фоне этой тенденции эксперты не ожидают массовых слияний и поглощений, т.к. у потенциальных покупателей — автоориентированных холдингов — просто нет свободных ресурсов под такие сделки. Это всероссийская тенденция.

Но в Самарской обл. есть владельцы автосалонов, вроде Группы «СОК», для которых авторитейл -это побочный бизнес и основной доход им приносят не связанные с автомобилями дела. Типичная логика крупного игрока подобного типа трактуется так: «Он открыл автосалон на фоне бума продаж автомобилей, когда это было прибыльно и престижно. Теперь же СОК в надежде на восстановление российского авторынка в будущем задумался о приобретении слабых игроков, которые из-за долгов готовы продаться за бесценок.

Возможности и средства для этого имеются. В кризис можно с меньшими затратами выйти на новые для себя рынки — в соседние регионы и даже в Москву», -считает Баранов. По мнению аналитиков, банкротство и слияние дилеров в регионе будет полезно для рынка авторитейла, позволив избавиться от дилерской, а не клиентской ориентации бизнеса.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий аналитик ИК «Финам»

- Причин банкротств несколько. Если говорить о дилерской сети ОАО «АВТОВАЗ», то там положение продавцов усугубляет невразумительная сбытовая политика автозавода. Есть и еще одна причина банкротств: в условиях кризиса не выдерживают нервы у банков. Ведь большинство автодилеров имеют серьезные задолженности. Однако основная проблема российских автодилеров сугубо внутренняя. В период бурного роста авторынка они преимущественно были озабочены лишь продажей. Лучшим руководителем дилерской компании считался тот, кто мог получить у автопроизводителя дополнительные квоты на поставку машин. Кризис вывел на передний план сервисное обслуживание и вторичный рынок автомобилей. Тот, кто сумел организовать ремонт и обслуживание, обеспечить их клиентами, а также выстроил грамотную систему trade-in, тот выжил, выживает и выживет. Кто не сумел — уйдет в ближайшее время.

Ольга БАЛАГУРОВА, руководитель отдела по развитию операционной деятельности ГК «Рольф»

- В кризис особенно актуальна тактика «воронки». Каждого позвонившего в салон обязательно приветствует оператор, задачей которого является назначить встречу с менеджером в автосалоне. В зависимости от сезонности 50-60% позвонивших соглашаются на встречу. Но в кризисный период бизнес-процессы и показатели эффективности, в т.ч. и «метод воронки», приходится пересматривать. Однако самым важным в управлении воронкой продаж до сих пор является максимальная достоверность данных, которые попадают в воронку, т.к. нельзя управлять продажами, не зная на 100%, сколько к тебе точно пришло людей в салон. В ГК «Рольф» можно наблюдать в режиме реального времени, что где происходит с продажами: сколько человек позвонили, сколько пришли, сколько воспользовались услугой тест-драйва, и одновременно ведется отчетность по каждому менеджеру по продажам, по каждому отделу.