Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (323) | 19 апреля 2010г.
 

Посреднические схемы

Продажа энергоактивов АВТОВАЗа может пойти по спекулятивному сценарию

Михаил Куракин

16 апреля пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ» раскрыла информацию о планах по реализации дочерних зависимых обществ (ДЗО) предприятия -ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК». В условиях кризиса подобная политика выглядит весьма нелогично. Рыночная стоимость этих активов сегодня невысока, несмотря на относительно стабильную выручку компаний. Судя по начавшимся переговорам между топ-менеджментом АВТОВАЗа и руководством ОАО «ВоТГК» (ТГК-7), можно сделать вывод, что отдельные активы ДЗО могут быть проданы структурам Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА. Разумнее было бы заниматься этим уже после того, как выяснится, чем закончится история с МУП «ПО КХ г. Тольятти».

Информация о готовящейся продаже ТЕВИСа, «Электросети» и ТЭКа в той или иной форме появляется с начала 2010 г. Ее появление изначально приписывалось министру промышленности Самарской обл. Владиславу Капустину. О реализации активов ДЗО автозавода он якобы обмолвился на одном из заседаний областного правительства. Насколько эта информация верна, сегодня сказать сложно. Однако если взвесить все известные факты, то Капустин просто мог стать проводником этой идеи.

16 апреля пресс-служба автозавода раскрыла информацию следующего содержания: «Стратегия развития АВТОВАЗа предполагает обеспечение максимальной прозрачности и эффективности имущественной структуры предприятия. Для этого планируется реализация активов и долей участия в некоторых дочерних компаниях ОАО «АВТОВАЗ», например, в ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК». Однако принятие решения о продаже этих компаний требует проведения необходимых подготовительных мероприятий и корпоративных процедур. По мнению официальных лиц автозавода, перед продажей необходимо провести ревизионные проверки финансово-хозяйственной деятельности ДЗО. В отдельных случаях это касается идентификации признаков нанесения обществам ущерба в виде необоснованных выплат премий и отсутствия отражения резервов расходов в финансовой отчетности и принятия мер по взысканию нанесенного ущерба.

Из неформальных источников стало известно, что исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному развитию АВТОВАЗа Олег Лобанов уже успел провести ряд переговоров по продаже ДЗО.

Сегодня продажа ТЕВИСа вряд ли будет выгодна АВТОВАЗу
Сегодня продажа ТЕВИСа вряд ли будет выгодна АВТОВАЗу

Существует информация, что вместе с Лобановым на этих встречах присутствовал и генеральный директор ОАО «ТЭК» Максим Гришин — муж вице-президента АВТОВАЗа по корпоративному управлению Полины Гришиной.

Переговоры якобы проводились с руководством ТГК-7, в частности с директором по розничному рынку компании Максимом Шейфелем. У Лобанова имеется доверенность от президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова, согласно которой он может заключить сделки в отношении ДЗО. «Уже получены предложения от индустриальных инвесторов о покупке ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания». По завершении всех необходимых процедур переговоры с покупателями будут продолжены», — говорится в сообщении, распространенном пресс-службой АВТОВАЗа.

В плане работы по передаче своих коммунально-энергетических активов сторонней организации мэрия Тольятти опередила АВТОВАЗ. На минувшей неделе в МУП «ПО КХ г. Тольятти» (ПО КХ) произошла смена руководства. Генеральным директором ПО КХ по срочному договору стал Александр Тарасов. Причем, судя по всему, его функция, скорее всего, сводится к изучению активов ПО КХ с целью последующего их раздела между потенциальными покупателями.

13 апреля газета «Волжская Коммуна» (официальный печатный орган правительства Самарской обл.) со ссылкой на Капустина сообщила, что Александр Тарасов является представителем интересов ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Хотя 12 апреля интернет-сайт тольяттинской муниципальной газеты «Городские ведомости» разместил по этому поводу комментарий руководителя департамента PR ОАО «РКС» Людмилы Воробьевой: «Александр Тарасов не является лицом, аффилированным с ОАО «РКС», не работал ранее в ОАО «РКС» и не имеет к нашей компании никакого отношения.

Что касается возможного интереса ОАО «РКС» к тольяттинскому коммунальному предприятию, то мы можем сказать, что коммунальные активы в таком крупном и экономически развитом регионе, как Самарская обл., являются, безусловно, интересными для бизнес-структур».

Доказательством того, что в словах Воробьевой о Тарасове нет никакого подвоха, может служить ситуация вокруг конкурса по определению арендаторов МП г.о. Самара «Самараводоканал». 17 ноября 2009 г. в результате отбора компаний для дальнейшего участия в тендере конкурсная комиссия единогласно проголосовала за допуск ОАО «РКС» к торгам. При этом все члены комиссии проголосовали против участия в тендере ОАО «Облводоканал», гендиректором которого на тот момент являлся Александр Тарасов. Результаты тендера планировалось подвести 4 марта 2010 г. Однако этого не случилось по причине того, что 24 февраля 2010 г. прокурор области обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с иском о признании недействительным решения конкурсной комиссии МП «Самараводоканал». Случилось это после обращения в прокуратуру представителей ОАО «Облводоканал». Если бы Тарасов действовал в интересах РКС, то ему было бы незачем стопорить ход тендера. Нет ничего удивительного в том, что, потерпев неудачу в Самаре, Тарасов поспешил перехватить инициативу в Тольятти. Озвученный Воробьевой интерес РКС к тольяттинскому рынку делает это логичным ходом. В этом случае Тарасов может оказаться всего лишь посредником для дальнейшей перепродажи активов ПОКХ.

Стоит ли АВТОВАЗу в данной ситуации, уподобляясь мэрии Тольятти, в спешке продавать активы -вот вопрос, ответ на который вполне очевиден. В данной ситуации разумнее было бы принимать решение после оценки того, чем закончится история с приходом Тарасова в ПО КХ. Не в пользу продажи активов говорит то, что в период кризиса весьма сложно получить адекватную рынку цену. Причем ряд показателей позволяет сделать вывод, что эффективность бизнеса ОАО «ТЕВИС» выше, чем в ОАО «РКС». Сегодня в структуре РКС трудится около 21 тыс. сотрудников. Годовая выручка компании составляет около 25 млрд р. В ТЕВИСе трудится около 1000 человек, годовая выручка — 4 млрд р. Только по этому соотношению тольяттинская компания эффективнее РКС почти в четыре раза.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.