Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (323) | 19 апреля 2010г.
 

Возьмутся за «вторичный рынок»

Автодилеров все меньше интересуют новые автомобили

Илья Казаков

Падение продаж автомобилей в 2009 г., достигшее 56%, готовит автодилерам новую беду. Со временем уменьшится парк машин, обслуживаемых по гарантии. Уже к 2011 г. возрастет парк иномарок одного-двух лет эксплуатации. Почти все они пока находятся на гарантии. Но по сравнению с началом 2009 г. количество таких сократится на 40%. Не сумев продать машины сейчас, дилеры рискуют в будущем значительно потерять доходы.

Дилеры находятся в достаточно затруднительном положении. Все, что им остается сейчас — это жить за счет клиентов сервиса. «Обслуживание автомобилей — главное, на чем сейчас зарабатывают дилеры», — пояснил президент Российской ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин. Эта логика вполне объяснима в первую очередь с ценовой точки зрения. Если маржа с продажи автомобиля в России составляет 4-7%, то на сервисе дилеры зарабатывают маржу 30-40%.

Во-вторых, это связано с бурным ростом продаж новых иномарок, который наблюдался в регионе в докризисные годы. С началом кризиса в краткосрочной перспективе гарантийное обслуживание позволило автодилерам компенсировать снижение прибыли от продаж. Однако в ближайшие годы парк гарантийных автомобилей может значительно уменьшиться в связи с падением спроса. Доход от продаж новых автомобилей упал в два раза, а от сервисов почти не изменился — за счет него поддерживается стабильность дилерских центров», — резюмирует Гулин.

По данным ИА «Автостат», приведенным в проекте развития российского автопрома, в структуре прибыли российских дилеров на послепродажное обслуживание автомобилей до кризиса приходилось 15-25%. Еще 3-10% — на продажи подержанных автомобилей, а остальное приносила продажа новых автомобилей. При этом в Европе послепродажное обслуживание приносит дилерам 75% прибыли, а продажа новых машин — лишь 15%.

С начала кризиса ряд автодилеров Самары поспешил перейти на европейскую систему формирования доходов. По оценкам участников рынка, если раньше доля сервисов в обороте самарских дилеров не превышала 50%, то теперь составляет 50-90%. Причем особенно она высока в автосалонах, где продаж практически нет.

В то же время парк машин, проданных на пике роста авторынка за прошлый год, уже существенно сократился. В итоге доходы дилеров от сервиса в 2009 г. упали на 10-20%, а в 2010 г. падение составит уже 50%, и в дальнейшем, учитывая, как плохо продаются автомобили, спад продолжится.

Главная задача дилеров сейчас -удержать клиентов за счет сервиса, в т. ч. и по завершении срока гарантии. Это сделать довольно трудно, учитывая, что после окончания гарантийных обязательств клиенты уходят от официальных дилеров в независимые сервисы. Услуги последних намного дешевле и не всегда хуже.

Новые иномарки сегодня спросом не пользуются
Новые иномарки сегодня спросом не пользуются

На сегодняшний момент автопроизводители совместно с официальными продавцами разработали ряд стимулирующих программ, чтобы конкурировать с гаражными сервисами. Некоторые предлагают 50-процентную скидку на нормо-часы и запчасти по окончании гарантии. Ряд автопроизводителей, учитывая, что сейчас люди не готовы менять автомобиль каждые три года, увеличили гарантийный срок до пяти лет.

Дилеры Mercedes предлагают купить у завода дополнительный год гарантии, или 60 тыс. км пробега, а многие продавцы Ford при поддержке производителя дают скидки 25-40% на ремонт автомобилей старше двух лет. У Hyundai действует 1 5-процентная скидка на сервисное обслуживание автомобилей старше четырех лет.

Впрочем, в пылу конкурентной борьбы за клиента выяснилось, что основной источник стабильного дохода в кризис — сервис — у многих попросту не налажен. В условиях кризиса клиент сокращает до минимума набор сервисов при обслуживании. Без изысков -главное, чтобы машина ехала. По словам экспертов, покупатели иномарок вряд ли в массовом порядке планируют отправляться в гаражные сервисы, чтобы сэкономить, по крайней мере, во время гарантийного срока. Но, учитывая качество обслуживания там и цены, даже со скидками, они предпочитают гаражные сервисы. Сейчас зачастую это полноценные сервисные комплексы с современным оснащением и удобной зоной ожидания, конкурировать с которыми сложно. Одновременно с уменьшением числа гарантийных авто происходит существенный рост парка подержанных иномарок в возрасте от трех до семи лет. Именно такие автомобили активно перепродаются на вторичном рынке, зачастую лучше, чем новые машины.

Участники рынка признаются, что, когда продажи автомобилей росли, а спрос был ажиотажным, развивать направление подержанных авто никто не думал. Trade-in существовал в первую очередь как инструмент повышения лояльности клиентов и для продажи новых автомобилей. После начала кризиса стимулирующим фактором к развитию направления стал апрель 2009 г., когда вступил в силу закон, позволяющий торговать подержанными автомобилями. Автосалоны смогли принимать их на баланс и продавать без двойного НДС. Совершив малую революцию на рынке trade-in, государство сделало первый шаг навстречу дилерам.

Сейчас интерес к вторичному рынку начал расти, и ряд компаний, даже дилеры премиальных марок, активно принимает машины на комиссию. За меньшие деньги ряд клиентов хотят приобрести более престижный автомобиль. При этом покупка в салоне сопровождается всеми необходимыми сервисами: машина проверена на таможне, дилер предоставляет гарантию — и это привлекает клиентов. Trade-in сегодня активно поддерживается производителями, которые предоставляют дополнительные скидки на новые автомобили при сдаче в салон старого. Такая программа, например, действует у Renault.

Однако, как отмечают участники рынка, «вторичка» все еще остается «тяжелой темой» для автосалонов. Поступающие автомобили требуют тщательной предпродажной проверки в техническом и криминальном плане, что затратно и зачастую позволяет рассматривать trade-in лишь как средство продажи нового авто, при котором говорить о больших заработках невозможно. К тому же если новые автомобили для дилера — это товарный кредит, то бывшее в употреблении авто — это замороженные деньги.

Комментарии

Александр КУБАСОВ, директор по развитию УК «Астра-Инвест»

- Деятельность дилера — это смесь реальной экономики с «игровой» составляющей. Продажи относятся к «игровой» части. Реальная экономика — это сервис. Сервисные станции постоянно загружены, и оттока из этого сегмента не будет. Естественно, какая-то часть клиентов в условиях кризиса перешла в неофициальные сервисные центры, но это, скорее всего, владельцы более старых машин, которые и так нечасто оказывались в официальных автосалонах.

Евгений БАРАНОВ, руководитель направления продаж подержанных автомобилей ГК «Автомир»

- Серьезный подводный камень для клиента, сдающего подержанный автомобиль по системе trade-in, — автомобили с криминальным прошлым. При проверке мы все чаще встречаемся с машинами, которые, по данным ГИБДД и таможни, числятся в розыске. Нам приходится отказывать владельцам таких автомобилей в предоставлении услуги trade-in.

Ольга БЕЛЕНЬКАЯ, главный экономист ИК «Финам»

- Наиболее ощутимо кризис сказался на премиум-сегменте. В экономичном классе, сократив продажи на величину объема автокредитования, продажи продолжаются, оставаясь одними из самых массовых. К этому сегменту перешли те покупатели, которые ранее могли купить более дорогие машины с помощью банковских займов, если бы не кризис. Часть потенциальных покупателей бюджетных иномарок переориентировалась на автомобили Lada. По той же схеме ряд клиентов в целях экономии переориентировался с официального сервиса на «гаражный», предпочитая даже что-то делать своими руками.