Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (324) | 26 апреля 2010г.
 

Татьяна Любич:

В Тольятти школьное питание почти на европейском уровне

Евгения Андросова

16 апреля в Тольятти прошла региональная научно-практическая конференция «Школьное питание: доступность, качество, организация». Стоит напомнить, что в 2009 г. Тольятти принял участие в федеральном экспериментальном проекте по совершенствованию школьного питания. Более подробно об этой работе в интервью «Хронографу» рассказала заместитель руководителя департамента образования мэрии г.о. Тольятти Татьяна ЛЮБИЧ.

- Татьяна Викторовна, насколько удалось достигнуть поставленных перед проектом задач за первый год действия эксперимента?

- Основной стандарт, которым регулируется школьное питание, -СанПиН. Эти требования в первую очередь обеспечивают безопасность, что для массового питания является первостепенной задачей. Суть эксперимента в том, чтобы создать модель, которая бы наиболее оптимально обеспечивала и гарантировала как раз безопасность. Основная задача эксперимента и нового оборудования, установленного в ходе реализации, — это минимизировать риск, связанный с человеческим фактором. На качестве блюда, которое подается на стол ребенку, должна минимально влиять возможность ошибки со стороны работников пищеблока. Были сделаны серьезные шаги в этом направлении. В Тольятти выбрана модель централизованного и индустриализированного питания. Примечательно, что в ряде регионов создание такой модели уже практически невозможно. Поскольку созданная в советское время система комбинатов школьного питания (КШП) была почти полностью разрушена. Поэтому во многих регионах услугу питания оказывает каждая школа самостоятельно. Это означает, что школа сама выстраивает всю технологическую цепочку: решает вопросы закупки и поставки продуктов, заключает договоры, разрабатывает и согласовывает меню. Это все, конечно, возможно, но есть несколько «но». Первое: надо понимать, что для образовательного учреждения сфера общественного питания не является профильной. В образовании есть источник развития — различные федеральные нормы, целевые программы, что, как правило, достигается за счет централизации. Все школы в образовательном плане развиваются в определенном русле. Если услуга питания оказывается школой самостоятельно, то она может оказаться несколько изолированной от общегородских тенденций развития сферы внедрения и использования новых технологий, форм. Поэтому выбранная Тольятти модель имеет очень серьезные преимущества за счет того, что у ЗАО КШП «Дружба», который у нас в проекте участвует, есть этот импульс и возможность развития.

- Вы имеете в виду финансовые возможности или кадровый потенциал?

- Во-первых, все работники пищеблоков находятся в штате КШП, и, соответственно, комбинат их централизованно обучает, квалифицирует и сертифицирует. Они получают аттестацию, так же как и учителя. Для этого КШП приглашает специалистов и заказывает программы повышения квалификации, что для каждой отдельной школы было бы сложно сделать. Комбинатом разрабатывается единая технология, которая должна выдерживаться на всех пищеблоках, обслуживаемых комбинатом, и потом осуществляется централизованный контроль за технологией и качеством. Если система раздроблена, то контроль многократно осложняется. Каждое юридическое лицо самостоятельно контролирует процесс и, конечно же, несет за это ответственность, но с точки зрения управляемости системы минусы здесь есть. То, что централизованное и индустриализированное питание имеет свои серьезные преимущества, отмечают в целом все регионы, участники проекта. У нас в городе есть 30 школ, которые самостоятельно эту услугу оказывают, и они также могут назвать преимущества своей системы. Пока мы не делаем кардинальных выводов, какая система эффективнее. Хотя в ряде регионов пошли такие процессы, когда часть школ, вышедших ранее из системы централизованного питания, возвращаются в нее.

- Есть ли какие-то особенности в реализации проекта в нашем городе?

- Характер реализации проекта в нашем городе имеет одно существенное отличие от других регионов, участвующих в проекте. Это то, что участник проекта и один из основных инвесторов проекта — закрытое акционерное общество, и комбинат не финансируется за счет муниципалитета. Хотя софинансирование комбината со стороны муниципалитета в ряде случаев позволяет снизить стоимость питания. Например, когда транспортные затраты на себя берет муниципалитет и поварские бригады находятся в штате школы и финансируются за счет муниципалитета. Это два фактора, объясняющие, почему у нас цена школьного питания несколько выше, чем в других регионах, но она нисколько не завышена. Стоит отметить и третий фактор — меню. Можно выдерживать показатели по белкам и углеводам, но при этом жертвовать вкусовыми качествами. У нас меню очень хорошее, разнообразное. Когда питание для всех бесплатное, с одной стороны, это хорошо, а с другой -мешает развитию услуги. Когда питание бесплатное, то у родителей и претензий никаких нет: что дали, то дали. Но если родитель платит, он хочет увидеть качественную услугу.

- В комбинате есть специалисты, которые занимаются разработкой меню?

- Комбинат — это целая машина, которая обеспечивает контроль на каждом этапе. У них есть своя технологическая, своя ветеринарная и даже своя служба логистики. Ведь доставка тоже четко нормирована

СанПиН. Кроме того, все наши школьные столовые доготовочные, они работают на полуфабрикатах и не могут работать на сырье. Вся первоначальная обработка продуктов должна происходить в КШП, а продукты должны прийти в школу четко по графику уже в виде полуфабрикатов. Комбинат эту технологию продумывает и выдерживает. Более того, новая техника и оборудование, которую поставили в рамках проекта, — достаточно сложные. Все требует навыка и везде нужно людей учить.

- С какими сложностями организаторы столкнулись в ходе реализации проекта и как они преодолевались?

- Сложность в том, что эксперимент запустили в условиях финансового кризиса, из-за чего капитальный ремонт пищеблоков провели в несколько меньших объемах, чем могли бы. Хотя, несмотря на это, была проделана колоссальная работа. В большинстве учреждений заменены все коммуникации, проводка, счетчики. Новое оборудование предполагает и совершенно другие подводки. При закупке оборудования в рамках аукциона возникли небольшие сложности. Так, сроки постоянно передвигались, и конкретно к первому сентября оборудование не удалось полностью установить. Поэтому устанавливали поэтапно, и в начале года пришлось даже частично вернуть старое оборудование. Замечу, что до конца финансового года все оборудование у нас стояло, а главное было запущено. У нас не было таких случаев, чтобы оборудование было поставлено, а люди не могли на нем работать. В летний период все работники пищеблоков были обучены. Опять же без комбината это сделать было бы сложно. Были также небольшие сложности нормативного характера. КШП «Дружба» — частное предприятие. Каждая школа в рамках ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должна определять поставщика услуги питания в рамках тендера, и выигрывает тот, кто предложит меньшую стоимость.

Это не главное, т.к. высшая планка цены школьного завтрака у нас закреплена постановлением мэрии. В данном случае важнее качество услуги. При этом получается, что ФЗ №94 вообще не ориентирован на централизованную систему питания. Поэтому, чтобы КШП имел возможность спокойно работать, мы получили разрешение Федеральной антимонопольной службы и постановлением мэра утвердили КШП «Дружба» как единственного поставщика услуг на три года, т.е. на все время эксперимента. Иначе инвестора никак не привлечь, если не гарантировать ему возможность работать. Стоит отметить, что КШП инвестировал в этот проект серьезные средства. Посуда, обучение кадров, разработка технологий — это все за счет комбината. Общий объем вложенных средств — более 20 млн р.

- В федеральном проекте участвуют не все школы города. В них запланированы какие-то мероприятия на будущий год?

- В этом году в проекте участвовали 27 школ, еще столько же примут участие в следующем году. Остальные школы мы также включили в план мероприятий по реализации экспериментального проекта на 2010-2012 гг., утвержденный постановлением мэрии 6 апреля. Вне зависимости от того, как услуга оказывается: школой или комбинатом, дети должны быть в равных условиях и везде эти условия должны быть достойными. Пока еще условия участия в федеральном проекте в следующем учебном году не объявлены. Для того чтобы получить федеральное финансирование на второй год проекта, надо, чтобы сначала заявку приняли. Мы готовы подать заявку в самый короткий период. Проведен аудит школьных пищеблоков, готовы перечни необходимых ремонтных мероприятий и перечни необходимого оборудования.

- Если заявка не будет одобрена, каким образом будете действовать?

- В любом случае будем действовать в рамках своей программы. Другое дело, что проект позволил провести модернизацию быстро. Мы бы, конечно, делали бы то же самое, но без помощи вышестоящих бюджетов гораздо медленнее. Мы ставили перед собой задачу увеличить охват школьников горячим питанием. За год реализации проекта эта цифра у нас превысила 80%. Причем по ряду учреждений — участников проекта охват вырос практически вдвое. Что касается удовлетворенности родителей и детей качеством питания, то до эксперимента только 46% опрошенных были довольны оказываемыми услугами. Сейчас, судя по результатам анкетирования, практически 98% родителей и учащихся школ, участвующих в проекте, положительно оценивают качество питания. Совершенно изменились условия работы. Появилось время украсить блюдо, подать и выйти к ребенку с пожеланием «приятного аппетита». Таким образом, в Тольятти школьное питание почти на европейском уровне.

- В Тольятти неоднократно приезжали представители областного правительства и других муниципалитетов. Губернатор Самарской обл. Владимир Артяков говорил о том, что необходимо использовать тольяттинский опыт по всей губернии?

- Губернатор озадачил все муниципалитеты по возможности перенимать опыт Тольятти. Где-то уже ищут частного инвестора наподобие тольяттинского, который мог бы всерьез включиться в развитие школьного питания. Муниципалитеты интересуют конкретные нормативные документы, технологические моменты установки нового оборудования. Это тоже очень большая работа, которую мы проделали. Где можем, какие-то подсказки даем. Сейчас все муниципалитеты работают над исполнением решения губернатора. Многие получили поддержку регионального бюджета на реализацию проекта.