Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (329) | 7 июня 2010г.
 

Николай Ренц:

Пациенты не могут ждать, когда ЦРБ дорастут до современного уровня

Татьяна Никонорова

В 2010 г. в Самарской обл. стартовал процесс формирования межмуниципальных медицинских центров (ММЦ). Новая организация медицинской помощи формируется для равного обеспечения всех жителей области современной высокотехнологичной медицинской помощью. Главный врач МУЗ Николай РЕНЦ рассказал корреспонденту «Хронографа» о том, каковы будут особенности функционирования новой системы здравоохранения Самарской обл.

- Николай Альфредович, каковы, по-вашему, наиболее заметные результаты развития региональной системы здравоохранения за прошедший год и какие тенденции, напротив, негативно характеризуют существующую систему?

- В 2009 г. в нашей области было достигнуто существенное снижение показателей смертности населения. Медикам удалось снизить этот показатель с 15,3 до 14,9 на 1 тыс. жителей. По сравнению с другими субъектами РФ это очень хорошая динамика. В Самарской обл. удалось ее достичь, несмотря на то что по ряду муниципальных районов смертность населения доходит до 20 человек на 1 тыс. населения, что выше среднего по РФ. В Тольятти нам удалось удержать рекордно низкие цифры -10,1.

Но есть и минусы, свидетельствующие о низкой доступности квалифицированной помощи для жителей сельских районов и малых городов. Если мы сравним, сколько больных скончалось в больницах, то увидим, что в районных больницах умирает значительно меньше больных, чем в больницах крупных городов. Это отнюдь не означает, что оказание медицинской помощи там на порядок лучше. Ситуация в муниципальных районах следующая: более 75% скончавшихся умерли дома. В ряде районов почти 90% больных инсультом умирают дома, вне стационара. Особенно негативная тенденция наблюдается в районах Пестравский, Большеглушицкий, Большечерниговский и др. В более крупных районах — от 70 до 74%, в малых городах — 63%, в Самаре -лишь 26%. Есть исключения: в Отрадном только 10% умерли дома, остальные 90% — в больнице, в реанимации. Это свидетельствует об очень низкой доступности специализированной помощи.

Уверен, что, окажись эти пациенты в крупном, многопрофильном стационаре, то многих можно было бы спасти. К сожалению, во многих муниципальных районах система оказания круглосуточной экстренной помощи при неотложных состояниях и сложных клинических случаях не соответствует современным требованиям.

- С чем, по-вашему, связана сложившаяся ситуация?

- У нас в пяти районах нет дежурного врача, в двадцати районах нет дежурного анестезиолога-реаниматолога. В двадцати районах нет дежурных бригад хирургов. Это чрезвычайный кадровый дефицит. Поэтому очень часто оказывается, что больного не к кому везти, а порой и не на чем.

Если в муниципальном районе проживает менее 20 тыс. человек, то число коек в ЦРБ, как правило, не превышает 80-100. В таких больницах невозможно организовать круглосуточную работу специалистов, анестезиологов-реаниматологов .диагностических служб, которые необходимы при лечении таких заболеваний, как инфаркт миокарда, инсульт, не говоря уже о сложных хирургических случаях.

- Каковы стандарты оказания, например, хирургической помощи на местах?

- Как минимум, должно быть два хирурга одновременно. Условия оказания хирургической помощи в центральной районной больнице предполагают, что там работает бригада врачей: два-три хирурга и анестезиолог-реаниматолог. А реально этих специалистов просто нет. Мы наблюдаем колоссальный дефицит кадров, у нас просто нет врачей, их не хватает и в районах, и городах. Это типично для большинства субъектов РФ. Но особенно тяжелая ситуация в сельских районах. Как привлечь квалифицированных специалистов в больницы — тема для отдельного разговора. Но даже если представить, что мы все свои силы бросим только на укомплектование кадров, результата удастся достичь только лет через пять.

Если мы хотим выиграть войну за демографическое благополучие региона, то должны идти на опережение. Наши пациенты не могут ждать, когда ЦРБ дорастут до современного уровня. Декларируемые принципы современного здравоохранения говорят о том, что не должно быть разницы в доступности и качестве медицинской помощи для жителей сельских районов и крупных городов. Врачебная помощь должна быть равнодоступной, современной, полной по объему, своевременной, исчерпывающей.

- Что надо делать, чтобы изменить ситуацию?

- Предстоит очень кропотливая и сложная организационная работа, цель которой — распределить потоки больных между больницами таким образом, чтобы любой житель имел возможность получить качественную медицинскую помощь. Первые шаги Министерством здравоохранения уже сделаны.

В частности, проводится ежедневный мониторинг тяжелых больных, находящихся в центральных районных больницах (ЦРБ), и оперативно принимаются решения о необходимости перевода в областные больницы или крупные городские.

Благодаря этой мере количество умерших от атипичной пневмонии у нас в области значительно меньше, чем в среднем по РФ. Количество выездов бригад санавиации увеличилось в 2,5 раза.

Больные с острым нарушением мозгового кровообращения концентрируются в специализированных отделениях, оснащенных современным оборудованием.

Но главный и самый сложный этап впереди: область делает первые шаги по созданию межмуниципальных центров оказания квалифицированной медицинской помощи на базе крупных ЦРБ и городских больниц. Главным критерием выбора больницы для организации на ее базе межмуниципального центра является наличие кадров, оснащения, специализированных отделений, инфраструктуры, транспортной доступности. Это позволит обеспечить всех граждан области равной доступностью современной медицинской помощи и снизит смертность, особенно в сельских районах. Особо хотелось бы подчеркнуть, что это не означает закрытия коек в сельских больницах и, тем более, сокращения персонала. Такие больницы по-прежнему будут оказывать экстренную медицинскую помощь и проводить плановое лечение в пределах своих технологических возможностей. В 2009 г. за счет средств областного правительства и ТФОМС губернские власти дополнительно оснастили ЦРБ реанимационным оборудованием. И дальше будет продолжать поддерживать и развивать все сельские больницы, в т.ч. в районах с небольшой численностью населения. Поэтому заявления о намерении похоронить сельскую медицину как минимум необоснованны и в массе своей спекулятивны. Надо дать возможность каждому пациенту получить максимум от имеющихся возможностей, а не запирать его в ЦРБ по принципу территориальности.

- Что будет с ЦРБ? Ведь многими жителями сельских районов ЦРБ воспринимается как единственное медучреждение, способное оказать им помощь?

- Принцип организации работы ЦРБ должен быть следующим: центральные районные больницы повсеместно должны быть готовыми к оказанию экстренной квалифицированной медицинской помощи до приезда бригады санавиации тяжелым больным, которые нуждаются в реанимационном пособии или экстренной операции. Кроме того, естественно, ЦРБ продолжат оказывать плановую помощь терапевтическим, хирургическим больным, тяжесть которых соответствует оснащению больницы.

- Есть предположение, что ряд межмуниципальных центров может быть переведен из муниципального подчинения в разряд лечебных учреждений областного значения. Среди возможных называется и МУЗ ГКБ № 5. Как вы к этому относитесь и, вообще, какие есть объективные предпосылки для подобного перехода?

- Демографическая ситуация в РФ развивается, к сожалению, не так, как нам хотелось бы. В ближайшие годы нас ждет существенное снижение количества граждан трудоспособного возраста и рост численности пенсионеров. Поэтому перед медиками очень остро встает задача снижения смертности и инвалидизации лиц трудоспособного возраста, тем более что наиболее частыми причинами смерти являются сердечно -сосудистые заболевания, травмы, острые хирургические заболевания. Эти болезни мы знаем, как лечить, у нас есть, чем лечить и где. Нужна концентрация имеющихся ресурсов. Муниципалитетам эта задача не под силу, они не могут сейчас и не смогут в будущем обеспечить оснащение современным оборудованием и поддержание инфраструктуры муниципальных больниц. Уже сейчас буквально всем муниципальным больницам не хватает средств на текущее содержание зданий, ремонт оборудования, поддержание санитарно-эпидемиологического режима, повышение квалификации персонала и т.д.

Полагаю, что в этой ситуации целесообразной была бы передача межмуниципальных центров в областную (государственную) собственность. Более того, считаю, что все крупные городские стационары должны быть переданы в область и стать государственными учреждениями. Что, безусловно, обеспечит оптимизацию коечного фонда, возможность объединить ресурсы на самых важных направлениях, повысить фондоотдачу. Подобная система действует в Татарстане, она показала себя жизнеспособной и эффективной.

Возникающие при этом дополнительные расходы областного бюджета можно в значительной части компенсировать в рамках существующей системы предоставления субвенций муниципальным бюджетам.

Что касается нашей клинической больницы №5, то надо понимать, что речь идет о крупнейшей больнице РФ. У нас оказывают практически все виды медицинской помощи, в т.ч. онкологическую, которая должна оказываться только в государственных учреждениях. Мы получили 10 федеральных лицензий на право оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, но не имеем права получить квоты из федерального бюджета для жителей города, т.к. их дают только областным больницам. У нас открыт перинатальный центр, обслуживающий территорию с населением более 1 млн жителей. И нам очень не хватает средств, чтобы реализовать свой профессиональный потенциал.

Безусловно, передача в областную собственность — это компетенция губернатора и мэра, и если на это будет их добрая воля, то, поверьте, через 5 лет это будет очень хорошая больница.

- Правительство РФ пообещало направить существенные средства на развитие медицины. Сможет эта мера переломить ситуацию?

- Безусловно, ситуация в отрасли поменяется весьма значительно. Также уверен, что за выделяемые с 2011 г. средства федерального бюджета на оснащение, ремонт и оплату труда правительство РФ потребует очень конкретных результатов: снижения смертности и инвалидизации — в первую очередь лиц трудоспособного возраста, повышения удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Добиться этого без существенного изменения структуры организации медицинской помощи в Самарской обл. будет непросто, но я не сомневаюсь, что мы сможем принять правильные решения и нам хватит терпения и целеустремленности.