Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (331) | 21 июня 2010г.
 

Особенности бизнеса АВТОВАЗа

Комаров может переложить хлопоты по сделкам с энергокомпаниями на своего советника

Сейдамет Абреков, Михаил Куракин

17 июня должна была начаться процедура продажи ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания» (ТЭК). Все они являются стопроцентными дочерними обществами ОАО «АВТОВАЗ». Неформальными модераторами механизма реализации энергетических активов АВТОВАЗа могли выступать вице-президент по корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» Полина ГРИШИНА и ее супруг — генеральный директор ОАО «ТЭК», советник президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря КОМАРОВА (на фото) Максим ГРИШИН. На неофициальном уровне уже появилась информация, что ТЕВИС может быть выставлен всего за 600 млн р.

Отсеять итальянцев

В первой половине июня ряд источников «Хронографа» сообщили, что на АВТОВАЗе вопрос подготовки к продаже дочерних предприятий, работающих в сфере энергетики, подошел к своему завершению. Датой начала процедуры продажи называлось 17 июня. В этот день должны были объявить тендер. В целях проверки этой информации «Хронограф» отправил запросы на АВТОВАЗ, в ГК «Ростехнологии», а также в компании, которым покупка этих активов могла была быть интересной. Среди таких — ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7), ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС), ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК), ЗАО «КЭС» и т. д. «На сегодняшний день обсуждаются вопросы, связанные с энергоактивами, принадлежащими ОАО «АВТОВАЗ». Окончательные решения не приняты», — сообщил руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов.

Так или иначе, но в настоящий момент руководство автозавода уже могло сформировать документацию для торгов. Причем в документации среди прочих условий конкурса, скорее всего, будет учитываться срок, в течение которого потенциальный покупатель работает в коммунальной сфере России. Претенденту на покупку энергоактивов могут предъявить требование о наличии опыта работы в России не менее трех лет. Если это действительно так, то один из заинтересованных в покупке вазовских энергоактивов — ООО «Фениче Рус» — российское представительство итальянской Fenice S.p.A. едва ли сумеет принять участие в покупке энергоактивов автозавода (см. «Хронограф» №18 (327) от 24.05.10). ООО «Фениче Рус» было зарегистрировано 19 ноября 2009 г. с уставным капиталом 3,3 млн р. Единственным учредителем ООО «Фениче Рус» является итальянская компания Fenice -Qualita per L"Ambiente S.p.A. Согласно информации официального портала Министерства энергетики РФ, Fenice S.p.A. — стопроцентная дочерняя компания Группы EDF (Electricite de France).

Перекупщики

Профиль работы Fenice S.p.A. наталкивает на предположение о том, что при выставлении энергоактивов АВТОВАЗа на продажу итальянцы могли бы претендовать сразу на все три актива: ТЭК, ТЕВИС и «Электросеть».

С другой стороны, не стоит забывать и про местных игроков. Так, например, ТГК-7 вполне интересны тепловые активы. На покупку ОАО «Электросеть» может претендовать ОАО «МРСК». В покупке ТЭК может быть заинтересовано ОАО «Самараэнерго». РКС интересны все три актива. Если Fenice S.p.A. не будет допущено до торгов, особой конкуренции между компаниями не возникнет.

Между тем не стоит полностью исключать, что никакой конкуренции может не оказаться в принципе. Это случится, если проведение скупки энергоактивов автозавода будет политическим решением. В этом случае основным и единственным покупателем, по мнению многих наблюдателей, станет РКС. Эта компания, подконтрольная бенефициару ГК «РЕНОВА» Виктору Вексельбергу, может стать как раз тем продавцом, который получит шанс осуществить перепродажу активов представителям Fenice S.p.A. Но уже по реальной рыночной стоимости. В кулуарах Думы г.о. Тольятти курсирует информация о том, что все три энергоактива якобы были подвержены корпоративной оценке. По предварительным данным, полученные суммы якобы гораздо ниже даже балансовой стоимости с учетом амортизации. Если это так, то на этом этапе речь идет не о продаже бизнеса как такового.

Предназначение Гришина

Членом совета директоров всех трех дочерних обществ, которые должны обрести новых хозяев, является вице-президент по корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» Полина Гришина. Ее супруг Максим Гришин является генеральным директором ОАО «ТЭК». Кроме того, Максим Гришин — советник президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова.

Примечательно, что Гришин в разговоре с корреспондентом «Хронографа» предпочел уйти от ответа на вопрос, с какого времени он в должности советника Комарова. Руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов пояснил, что советником Игоря Комарова Максим Гришин стал в ноябре 2009 г. Напомним, что практически в это же время было учреждено ООО «Фениче Рус». Из этого следует, что Гришина могли специально ввести в этот статус, чтобы именно он по доверенности подписывал необходимые документы по отчуждению энергоактивов АВТОВАЗа в пользу организаций, которые впоследствии могли бы их перепродать итальянцам.

В пользу этой версии говорит и то, что в качестве советника президента АВТОВАЗа Максим Гришин курирует вопросы вазовской энергетики и соответствующих дочерних обществ. По крайней мере, факт присутствия Максима Гришина в должности генерального директора ОАО «ТЭК», а также присутствие его супруги, вице-президента по корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» Полины Гришиной в советах директоров ОАО «ТЭК», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЕВИС» это только подтверждает. Такие позиции дают чете Гришиных хорошие возможности выступать модераторами процессов по продаже «Электросети», ТЭКа и ТЕВИСа. Судя по всему, они этими возможностями умело пользуются. Тем более что наблюдатели не исключают, что у Гришина может находиться доверенность, подписанная Комаровым, позволяющая осуществить продажу всех трех энергокомпаний. Технология подобных сделок на АВТОВАЗе уже была отработана на примере ООО «КорпусГрупп Волга-Дон» (см. «Хронограф» №21 (285) от 8.06.09). Особенно в условиях того, что стоимость каждого из этих активов не превышает 5% от капитализации АВТОВАЗа. Следовательно, вопрос их продажи согласно законодательству может не рассматриваться на совете директоров автогиганта. Во всей этой ситуации пока остается загадкой, каким образом действия топ-менеджеров АВТОВАЗа согласовываются с основными акционерами в лице Renault-Nissan, ГК «Ростехнологии» и ИК «Тройка-Диалог». Если эти продажи оказались согласованы, а стоимость действительно занижена, возникает предположение, что руководство АВТОВАЗа может оказаться попросту не настроено на извлечение прибыли от продажи энергоактивов. В ином же случае действия руководства АВТОВАЗа или их представителей по доверенности, в качестве модераторов этих процессов, не самым позитивном образом могут отразиться на репутации основных акционеров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ЧЕРНОВ, директор по стратегическим коммуникациям ОАО «РКС»

- ОАО «РКС» подтверждает свой интерес к объектам коммунального бизнеса Самарской обл. в целом и города Тольятти в частности. Мы наслышаны о намерении ОАО «АВТОВАЗ» выставить на продажу ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК» и собираемся участвовать в торгах, о чем официально сообщили руководству ОАО «АВТОВАЗ». На данный момент официально о продаже ОАО «АВТОВАЗ» не объявило. До объявления результатов торгов мы не можем говорить об условиях нашего предложения.