Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (337) | 30 августа 2010г.
 

Власть безмолвствует

Принцип закрытости породил третью волну «проводов» Пушкова

ИА «Центр-Инфо»

Последствия пожаров, ряд просчетов команды мэрии г. Тольятти и кризисная ситуация привели к тому, что городская общественность оказалась в очередной раз «заряжена» на отставку мэра г. Тольятти Анатолия ПУШКОВА. Между тем создание негативного информационного фона вокруг Пушкова сегодня можно назвать системным и сезонным явлением. Модераторы этих процессов могут попросту спекулировать в преддверии формирования бюджета на 2011 г. Или требовать посты в мэрии, т.к. Пушков и его команда продемонстрировали полную незащищенность перед внешними факторами.

Стоит напомнить, что первый раз Анатолия Пушкова «провожали» в конце 2009 г. Всем памятен информповод, с которого и началась эта первая волна. 29 октября 2009 г. Виктор Шамрай, назвавшись соучредителем общественного движения «Тольятти, вперед!», написал письмо, в котором предложил Пушкову добровольно уйти в отставку. В качестве иллюстрации т.н. недоработок Пушкова Шамрай выбрал тему об отказе присвоить звание почетного гражданина Сергею Жилкину посмертно. Заявление Шамрая дало необходимый импульс для определенных сил. Хотя, как оказалось позже, именно этими силами и могло быть инициировано негодование Шамрая. В конце 2009 г., в самый разгар утверждения бюджета на 2010 г., рассуждать об отставке мэра в отдельных кругах стало модно. В качестве преемника называли первого вице-мэра Вадима Кирпичникова (см. «Хронограф» №21 (330) от 15.06.10).

Вторая волна «проводов» градоначальника случилась уже в этом году. Так, 10 июня мэр Пушков ушел в очередной отпуск. Данное событие спровоцировало очередную волну разговоров о его отставке. На тот момент социолог Сергей Дьячков так объяснял ситуацию: «Конечно, нет дыма без огня. Но, с другой стороны, видимо, вот эта неактивность и некая пассивность нашего мэра чересчур возбуждают излишне активных политиков».

Последствия июльских и августовских лесных пожаров и других природных явлений, а вместе с тем и некачественная работа информационного блока побудили городскую общественность к очередным требованиям отставки мэра. Сегодня по факту лесных пожаров Пушкову приписывается нарушение ряда статей ФЗ-131 «Об общих принципах местного самоуправления». Параллельно со сбором подписей и направлением различного рода требований в прокуратуру и другие инстанции тольяттинская блогосфера откликнулась и стала активно изучать предвыборные материалы, с которыми кандидат в мэры Тольятти Пушков шел во власть. Активисты вбросов стараются продемонстрировать, что мэр Пушков практически не выполнил своих обещаний.

30 июля Тольятти столкнулся с верховым пожаром
30 июля Тольятти столкнулся с верховым пожаром

Несложно догадаться, что в преддверии выборов мэра в 2012 г. мэрия г. Тольятти столкнулась с системным кризисом. Анатолий Пушков предпочитает работать в корпоративном режиме, не пригодном для его нынешней должности. В акционерных обществах политические вопросы нередко решаются методом полной закрытости. Результатом этого становится исключение политического фактора. Хотя существуют примеры, когда подобное молчание напрямую приводило к политическим проблемам. В Тольятти в 2006 г. таким молчанием в ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» воспользовался председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Выбрав удачный момент, он заявил о формировании ячейки своего профсоюза на СП.

Тольяттинская мэрия, пренебрегая пиар-вопросами, получила очередную волну требований отставки мэра. Команде Пушкова, если она хочет хотя бы побороться за следующий срок полномочий, сегодня предстоит понять, что «мэра-неполитика» не бывает. Примером может служить мэр г.о. Жигулевск Александр Курылин, уделяющий своему имиджу публичного политика куда больше времени, чем его тольяттинский коллега.

Судя по отставкам в информационном блоке, мэрия Тольятти вознамерилась провести работу над ошибками. Однако первый шаг порождает новые задачи. Теперь команде действующего мэра предстоит в предельно сжатые сроки не просто освоить несколько пиар-приемов, а с нуля выстроить работоспособную систему по связям с общественностью. С учетом того, что этой работой последние несколько лет никто всерьез не занимался, задача представляется архисложной. Ну а пока этот процесс будет идти, оппоненты Пушкова будут продолжать говорить об отставке. И зарабатывать на этих спекуляциях. Если в ближайшее время в мэрии ничего не поменяется, то Пушкову останется лишь уповать на то, что его оппоненты сами не располагают достаточным потенциалом.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир НЕХОРОШЕВ, политолог

- Может ли нагнетание подобной негативной ситуации оказаться своеобразным шантажом или торгом в преддверии формирования бюджета?

- Конечно. Подобные кампании появляются всегда в преддверии чего-то. Потом подходят какие-то люди. Даже, может, не к первому лицу, а к его ближайшему окружению. Это всегда предмет торга. А в основе всей этой негативной кампании может оказаться решение вопроса, например, с какой-нибудь строчкой в бюджете города.

-Получается, отсутствие грамотных аналитиков приводит к тому, что стоимость решения каких-то вопросов возрастает?

- Конечно.

Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог

- Могут ли все волнения на информационном поле раздуваться определенными группами, например, потому, что в ближайшее время будет формироваться бюджет? Ну, т.е. когда проблема сначала создается, а потом в обмен на что-то раскрываются пути ее решения...

- Шантажировать власть по всем этим вопросам могут и, наверное, будут. Что я могу тут ответить? Судя по тому, что люди специально выкупили сайт, специально активизировались, в т.ч. по сбору подписей... На всякой беде каждый имеет свои дивиденды. Кому беда, а кому мать родная. Это не мы придумали. Это все очевидно. Пожары, наводнения и другие стихийные бедствия. Здесь же больше активизируются не те, кто борется с самими бедами, сколько с властью, ответственными.

- Можно ли предположить, что когда информационная волна, направленная против Пушкова, иссякнет, то это будет свидетельствовать о том, что ее инициаторы получили, что хотели?

- Я не знаю их целей. Если они лишились какого-то финансирования, то они вполне могут добиваться какого-то финансирования от ослабевшей и зависимой стороны. А предполагать можно. Конечно. Почему бы и нет? Почему бы не потребовать, например, чтобы вернули на работу кое-кого из представителей атакующей стороны?