Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (345) | 25 октября 2010г.
 

Прогнозы оправдали ожидания

Бюджет 2011 года будет более социальным

Илья Круговой

21 октября на заседании правительства Самарской обл. был вынесен проект закона Самарской обл. «О бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012-2013 гг.». Во многом, по словам министра управления финансами Самарской обл. Павла ИВАНОВА (на фото), бюджет формировался на основе социально-экономических прогнозов развития региона. Прогноз на заседании был представлен министром экономического развития инвестиций и торговли Самарской обл. Габибуллой ХАСАЕВЫМ. Однако главный финансовый документ верстался также с учетом бюджетного послания президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА. Фактически проект бюджета на 2011 г. стал даже более социально ориентированным, чем в минувшие годы.

На прошлой неделе в Самарскую губернскую думу (СГД) был внесен на рассмотрение проект бюджета на 2011 и плановые периоды 2012-2013 гг.

Как отметил в начале выступления министр финансов Павел Иванов, при составлении бюджета использовались прогнозы социально-экономического развития Самарской обл. Были учтены и основные характеристики бюджета 2010 г., и оценка ожидаемого исполнения бюджета до конца 2010 г.

«Законопроект сформирован без учета безвозмездных поступлений целевого назначения. В то же время в законопроекте учтены дотации Самарской обл. из федерального бюджета в сумме 885 млн р.», -отметил Иванов.

В первую очередь министр обратил внимание собравшихся на доходную часть бюджета. Прогноз поступления доходов в областной бюджет на указанные периоды определен с учетом ряда факторов. Среди таковых увеличение с 26 до 35% ставок страховых взносов, уплачиваемых во многие бюджетные фонды. Одновременно, по словам Иванова, это повлечет снижение темпов роста налога на прибыль. Сюда же следует отнести и частичную компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов бюджета области. Это связано с централизацией в федеральном бюджете средств от уплаты налогов на добычу полезных ископаемых и углеводородного сырья.

С учетом этих и других факторов налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2011 г. запланированы на уровне более 75,3 млрд р., что превышает плановые назначения 2010 г. на 10,5%. Размер налоговых доходов составляет 74,2 млрд р. (98,6% от названной суммы).

Доля неналоговых поступлений — 1,1 млрд р. (1,4%). 95% налоговых поступлений состоят из четырех основных налогов. Это налог на прибыль организаций — 37,3%, налог на доходы физлиц — 27,8%, налог на имущество организаций -14,5%, акцизы-15,3%.

«Доля остальных налогов в 2011 г. составит порядка 5% от общего объема поступлений», — констатировал Павел Иванов.

При расчете плановых назначений по налогам на прибыль организаций на 2011-2013 гг. министерством был взят за основу темп роста прибыли прибыльных предприятий. Эти данные прогнозируются с 2011 по 2013 гг. соответственно 111,4 — 115,7 — 115,7%. Для расчета поступлений налогов на доходы физлиц использовался показатель роста фонда оплаты труда в 2011 г., который в сравнении с 2010 г. должен составить 110%, в 2012 г. -111% и в 2013 г. — 111,6%.

В ходе подготовки проекта бюджета правительством Самарской обл. была проведена инвентаризация всех расходных обязательств и действующих нормативно-правовых актов в целях исключения необязательных затрат. В течение нескольких месяцев осуществляла свою работу специально созданная комиссия по бюджетным проектировкам.

Расходы капитального характера проанализированы с точки зрения необходимости завершения уже начатых объектов капитального строительства с учетом сроков ввода, степени готовности, экономической и целевой эффективности.

Главными распорядителями порядка 60% средств (более 46 млрд р.), заложенных в проекте бюджета на 2011 г., станут Министерство здравоохранения и социального развития Самарской обл. (39,3%) и Министерство образования и науки (17,9%). «Важной задачей, отраженной в бюджетном послании президента, станет выполнение социальных обязательств в полном объеме. Средства, предусмотренные в бюджете, позволят решить эту задачу», — резюмировал министр управления финансами.

Комментарии

Владимир АРТЯКОВ, губернатор Самарской обл.

- Бюджет претерпел значительное сокращение и, тем не менее, я хочу обратиться к руководителям муниципальных образований, совместно с которыми мы сохранили социальные стандарты в этот тяжелый период времени. Призываю всех ни в коем случае не снижать уровень социальных стандартов. Бюджет области на данный момент сформирован таким образом, что он полностью социально ориентирован. Нас, конечно, могут критиковать, что мы меньше закладываем на бюджет развития территории, но мы не должны забывать о простых человеческих потребностях, которые сегодня мы должны обеспечивать за счет наших ресурсов. Нам нужно помнить о социально обеспеченном бюджете, но и не забывать о бюджете развития. В этом направлении надо более активно работать нашим министерствам и ведомствам и привлекать инвестиции не только из бюджета, но и со стороны. У нас есть для этого все возможности, но этим необходимо заниматься не хаотично, а планомерно, тогда будет результат. С каждого отдельного министерства и ведомства мы будем требовать за обеспечение этих показателей.

Павел ИВАНОВ, министр управления финансами правительства Самарской обл.

- За основу формирования бюджета взяты стратегические приоритеты, положенные в основу послания президента РФ Дмитрия Медведева.

В областном бюджете на 2011 г. на выплату заработной платы с учетом страхового платежа в фонд ОМС и субвенций предусмотрено более 41 млрд р., что составляет 50% общих расходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Таким образом, создана надежная база для решения задач, поставленных в послании президента. Кроме того, социальные выплаты гражданам сохранены на уровне 2010 г. Исключение составили обязательства по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, размер которых зависит от роста тарифов, а также ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов, попечителей и в приемных семьях. Индексация данных обязательств проведена в соответствии с прогнозом социально экономического развития. Сохранена также адресность мер социальной помощи. Значительные средства направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения — семей, имеющих детей, и других категорий граждан.