Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (356) | 31 января 2011г.
 

Чудо-экономия

В Ставропольском районе научились обходить норматив по содержанию органов местной власти

Татьяна Никонорова

14 января глава администрации м.р. Ставропольский Александр ПУЧКОВ озвучил сумму, которую администрация района потратит на содержание органов местного самоуправления (ОМС) в 2011 г. Год из года администрация сокращает показатель средств, которые чиновники тратят сами на себя. Секрет чудо-экономии кроется в структуре ОМС Ставропольского р-на. Существенная доля чиновников трудится не в самой администрации, а в т.н. муниципальных учреждениях, которые, выполняя традиционные функции администрации, фактически к ней не относятся.

24 ноября 2010 г. на заседании правительства Самарской обл. были утверждены нормативы формирования расходов на содержание ОМС в 2011 г. Для каждого города и района этот норматив был рассчитан индивидуально, в соответствии с методикой Министерства финансов Самарской обл. Планка составит от 18 до 44% от доходной части местного бюджета.

Соответствующим постановлением правительства области было установлено значение норматива для каждого городского округа, муниципального района и поселения на 2011 г. Для городских округов норматив на собственное содержание составил от 18 до 39%. Для муниципальных районов этот диапазон шире -от 18 до 44%.

Муниципальные образования не имеют права превышать данные нормативы под угрозой лишения доступа к трансфертам из вышестоящих бюджетов РФ. Однако расходы на содержание аппарата чиновников во многих муниципальных районах области не помещаются даже в расширенные рамки. «Алексеевский, Богатовский, Большеглушицкий, Елховский, Кинель-Черкасский, Кошкинский, Пестравский и Ставропольский р-ны будут иметь несколько завышенные расходы на аппарат», — сообщил министр управления финансами Самарской обл. Павел Иванов.

Следует отметить, что этим же постановлением был установлен норматив на содержание ОМС.

Пока тенденции к снижению персонала в адпминистрации Ставропольского р-на не наблюдае
Пока тенденции к снижению персонала в адпминистрации Ставропольского р-на не наблюдае

Он составляет 26,36% от доходной части бюджета района. Доходная часть бюджета м.р. Ставропольский утверждена на уровне 386,4 млн р. Таким образом, максимальная сумма, на которую можно рассчитывать органам местного самоуправления и, в частности, на их содержание, составляет 101,8 млн р. В самой администрации м.р. Ставропольский заявляют, что на содержание органов местного самоуправления заложили только 67 млн р. Впрочем, иные открытые источники содержат иные сведения. В частности, сведения о том, что один из главных распорядителей бюджетных средств Ставропольского р-на -администрация м.р. Ставропольский — заложила расходов на свой аппарат на сумму в 85,8 млн р. Впрочем, даже это не превышает норматива, но лишь при поверхностном рассмотрении вопроса.

Здесь важно понимать, как организована структура распределения средств. Примечательный момент — о структуре расходов администрация м.р. Ставропольский предпочитает не распространяться. В частности, о том, какая из расходных статей является наиболее затратной. Также в администрации района предпочитают не распространяться, каким именно образом были сокращены затраты на содержание органов местного самоуправления. Просто предпочитают констатировать факт. Также в администрации отказались прокомментировать, какое именно количество чиновников имеет аппарат администрации.

«С учетом этого расходы на содержание органов местного самоуправления муниципального района составили: в 2009 г. — 79,6 млн р, в 2010 г. — 78,63 млн р. и утвержденные на 2011 г. — в размере 67 млн р. Как видно из этих данных, в результате проведенных мероприятий по оптимизации расходов расходы на содержание органов местного самоуправления были сокращены. Учитывая, что норматив на содержание органов местного самоуправления м.р. Ставропольский на протяжении 2009-2010 гг. не прерывался, межбюджетные трансферты из областного бюджета были получены в полном объеме в соответствии с соглашениями, заключенными с главными распорядителями средств бюджета Самарской обл», — говорится в официальном ответе главы м.р. Ставропольский Александра Пучкова. Снижение расходов на администрацию происходило отнюдь не из-за того, что чиновники стали получать меньше или уменьшилось их количество. Просто ряд отделов, комитетов и управлений перешел из структуры администрации в т.н. муниципальные учреждения (МУ) — отдельные юридические лица. Так, например, в МУ были переведены чиновники финансового управления администрации м.р. Ставропольский, комитета по управлению муниципальным имуществом, управления по вопросам семьи, материнства и детства, управление социальной защиты населения. По некоторым данным, управление сельского хозяйства изначально создавалось как МУ.

На число чиновников, фактически оказывающих муниципальные услуги, это никак не повлияло, равно как и на их оклады. Зато с юридической точки зрения ситуация безупречна: то юрлицо, которое фактически является администрацией м.р. Ставропольский, формально расходы сокращает. При этом муниципальные учреждения имеют свой собственный бюджет, а размер этих бюджетов методикой правительства Самарской обл. не ограничивается.