Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (360) | 28 февраля 2011г.
 

«Асоль» загрузили

РСА требует с акционеров страховой компании более 12 миллионов

Илья Казаков

18 февраля Арбитражный суд Самарской обл. отложил рассмотрение иска ООО «Российский союз автостраховщиков» (РСА) к ЗАО «Асоль» более чем на 12,5 млн р. В августе 2010 г. у «Асоль» была отозвана лицензия. Компенсационными выплатами за страховщика занялся РСА. Сейчас союз планирует взыскать компенсированные клиентам «Асоли» выплаты с нынешнего мажоритарного акционера компании — ОАО «Лада-Сервис» (99%). Примечательно, что в бездействующей компании с момента отзыва лицензии происходят значительные изменения. Вероятно, ее пытаются привести в «товарный вид».

3 июня 2010 г. вступило в силу решение Федеральной службы страхового надзора (ФССН) о приостановлении действия лицензии ЗАО «Асоль» (см. «Хронограф» №21 (330) от 15.06.10). На тот момент это была вторая за полгода приостановка лицензии, которая в конце августа 2010 г. вылилась в окончательный отзыв лицензии у этой тольяттинской страховой компании.

Незадолго до отзыва в «Асоли» произошла смена пула акционеров. Поданным на 1 июня 2010 г., 81,6% уставного капитала «Асоли» принадлежало ОАО «Банк ВТБ», 4,69% акций принадлежало ОАО «АВТОВАЗ», 4,29% контролировало ЗАО «НКК», 4,29% — ЗАО «ИФК», 5,1% — ООО «Империал-Грант». С августа 2010 г. акционерами ЗАО «Асоль» стали ОАО «Лада-Сервис» (99%) и московское ООО «Инвест-Кино» (1%), т.е. из деятельности «Асоли» самоустранились структуры, близкие нынешнему президенту ЗАО КБ «ГЛОБЭКС» Виталию Вавилину. ОАО «Лада-Сервис» — это стопроцентная дочерняя компания АВТОВАЗа, объединяющая дилерскую сеть автозавода.

Однако сам переход «Асоли» от подконтрольных Вавилину структур под контроль АВТОВАЗа начался еще ранее — в январе 2009 г., вскоре после принятия невыгодной для компании новой страховой политики автозавода. После ее принятия на место руководителя «Асоли» пришел экс-вице-президент по корпоративному управлению ОАО «Лада-Сервис» Александр Новиков. Назначение неопытного в страховом бизнесе Новикова, вероятно, и привело к отзыву лицензии.

Далее в компании начали фиксироваться задержки выплат по полисам ОСАГО. В апреле 2010 г. Новиков покинул «Асоль», уступив место некой Светлане Шапелкиной, а в октябре 2010 г. директором компании стал Сергей Ендуткин (на фото).

Ранее Ендуткин работал судьей третейского суда при Торгово- промышленной палате г. Тольятти. Также он являлся заместителем гендиректора по правовым вопросам тольяттинского ООО «Стройфинанс». Сейчас Ендуткин возглавляет региональное отделение Союза заемщиков и вкладчиков России (СЗВР).

Т.е. фактически Ендуткин является профессиональным юристом, успел как юрист засветиться в неоднозначных конфликтных ситуациях, имеет опыт работы в условиях процедуры банкротства и т.д.

Не исключено, что Ендуткину поручена работа по приданию компании «товарного вида». Ранее источники «Хронографа» заявляли, что в IV кв. 2010 г. руководство автозавода рассматривало возможность перевода активов «Асоли» в ОАСО «АСтрО-Волга», близкое заводу, с последующей ликвидацией «Асоли». Однако к настоящему времени, судя по всему, топ-менеджмент АВТОВАЗа от этой идеи отказался.

Якобы в данный момент руководство предприятия начало переговоры с ООО СГ «Компаньон» о передаче активов «Асоли». Чтобы хоть немного повысить привлекательность сделки, руководству завода, вероятно, придется гарантировать «Компаньону» лояльное отношение к страховой группе в дочерних компаниях и автосалонах дилеров АВТОВАЗа. Схему организации таких гарантий, вероятно, и прорабатывает Ендуткин. Однако любые гарантии может испортить высокий уровень долговой нагрузки компании, который формируется в т.ч. и из иска РСА. Аналитики полагают, что если сделка по продаже «Асоли» действительно сейчас рассматривается, то лица, близкие автозаводу, попробуют решить проблемы с долгами оперативно. Вероятно, этим надеются воспользоваться и в РСА.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.